Сказка о луне

Сказка про луну и звёзды

Жили- были на небе Луна и звёзды. Звёзд было великое множество, как будто кто-то рассыпал по ночному небу угольки из печки или костра. Они объединялись в причудливые созвездия, по очертаниям похожие на птиц, животных и просто мифических существ. И это расположение никогда не менялось. Луна, как истинная женщина, не могла существовать на небосклоне в одиночку. Она всегда хотела быть чьей-то спутницей или спутником. В этом своём желании она похожа на русских женщин с их сильно развитым восточных менталитетом зависимости от кого-либо. Ей нужна была подруга или друг, чтобы не было так одиноко, и ощущать себя нужной и полезной. У Луны появилась постоянная полная спутница. Луна то пряталась в её тени, то полностью выходила из неё. Тогда наступало полнолуние, а потом снова закатывалась в тень и полностью в ней растворялась. Но Луна не была простым небесным телом, как могло показаться на первый взгляд. Полная круглая спутница зависела от её прихотей. Луна играла с её водой, как кошка с мышкой — то притягивала, то отпускала. Она очень любила водную стихию. По ночам бегала на свидание со всеми морями, реками, океанами одновременно. Луна смотрелась в них, как в зеркало, чтобы убедиться в своей красоте и неотразимости. И отражалась на их водной глади мерцающей серебристой дорожкой. Мало того, что она крутилась вокруг своей спутницы, так она ещё при этом и умудрялась крутиться вокруг своей оси в поисках какого-нибудь привлекательного небесного тела.
Звёзды и Луна проявлялись на небосклоне только ночью, днём их было не видно из-за яркого конкурента. Вокруг этого могущественного конкурента крутились на небе все — звёзды, Луна со своей полной круглой спутницей и другие небожители. Вечером, когда конкурент закатывался спать в свою небесную кровать, на небосклоне появлялись звёзды. И первая среди них — Венера. Потом становились видимыми и другие. Они мерцали в темноте блестящим светом далёких недосягаемых планет. Утром, когда конкурент вставал со своего ложа и выходил на небесный балкон, последней мерцающей точкой на небосклоне оставалась опять Венера.
Как-то раз в это небесное пространство залетел метеорит. Пока он раздумывал, куда бы ему приткнуться, полная подруга Луны быстренько прибрала его к своим рукам. И он упал в её объятия и полностью растворился в них. Другому метеориту повезло меньше — он не выдержал притяжения полной подруги и взорвался в воздухе.

Сказка про девочку, которая искала Луну. Сказка для детей 5 лет

Сказка для детей 5 лет должна рассказывать не только о добре и зле, взаимоотношениях, правилах поведения. Она еще посвящает малыша, знакомит его с окружающим миром. В сказке про девочку, ребенок может найти себя. Маленькая героиня, как и все дети — она любопытная, верит в чудеса и не сдается перед трудностями. Ее волнует множество вопросов, которые невозможно узнать сразу. Сказки для маленьких детей 5 лет позволят сделать новые открытия, пусть и с элементами магии. Малыш поймет куда пропадает Луна днем и почему появляется вновь по вечерам. Сказка про девочку понравится даже мальчикам. Ведь у главной героини есть верный друг Егор. Вместе они смогут выяснить правду и поделиться ей с малышами.

Сказка про девочку, которая искала Луну

Эта сказка про девочку подойдет для вечернего чтения перед сном. Ребенок смотрит в окно, видит Луну и наблюдает за узорами света на потолке. Кто знает, какие волшебные картины создает его воображение под мотивы сказок.

Вы наверняка еще не знакомы с этой девочкой, но ее знают все ребята во дворе. Ее можно легко узнать по кудрявым волосам, которые при каждом ее прыжке подскакивают словно пружинки. Она одинаково дружит со всеми, но все же, чаще гуляет с двумя кошками и мальчиком по имени Егор. Они всегда придумывают веселые занятия, новые игры, отправляются в путешествия во дворе. Между тротуарных плиток перепрыгивают будто через лаву. Палисадник во дворе — волшебный куст в котором живут феи и гномы. Их никто не видит кроме кошек. Поэтому они могут выручить глаза и долго вглядываться в пустоту.

Однажды ребята вновь встретились во дворе. Они играли в прятки, догонялки. Успели даже позвать поиграть других ребят в пожарных, вместе веселее. Так набегались, что ножки устали. Начало смеркаться. Дети начали расходиться домой, и детская площадка стала пустеть. Егор и девочка с двумя кошками сели на лавочку. Болтают ногами и представляют, что сидят на мостике, а внизу течет река.

Подняли глаза вверх, смотрят как начала появляться на небе луна.

— Гляди, Егор! Луна будто через шторку из-за облака выглядывает.

— Да, похоже — засмеялся мальчик, — интересно, откуда она появилась? Ты видела?

— Нет, она просто сразу показалась сверху.

— Ну, не могла же она просто взять и появиться? Она ходит, как мы.

— Откуда ты знаешь? — спросила девочка.

— Мама так говорит «луна вышла», «солнце зашло». Они ходят, понимаешь?

— А где их ноги? Они такие маленькие у них и тоненькие, что мы даже их не видим?

— Наверное. Интересно, а во что они обуваются? — задался вопросом Егор.

— Может в кроссовки, чтобы бегать далеко или тапочки, когда устают. Мягкие такие, пушистые тапочки — засмеялась девочка, а вместе с ней затряслись от смеха кудряшки.

— А куда луна пропадает днем?

— Ходит в магазин или на работу.

— А вдруг она маленькая и идет в детский садик или школу? — рассуждал Егор.

— Да какая же она маленькая? Ты только посмотри на нее, пол неба освящает! Папа говорит, что она огромная. Больше нашего двора, дома, города. Но меньше планеты, по которой мы ходим.

Ребята озадачились. Откинулись на спинку лавки и смотрят вверх. Луна становилась все ярче. Если смотреть на нее не отрываясь, то казалось, что она растет. Виднелось ее лицо: вот глаза большие, вот рот открыт, как будто поет.

— Может каждую ночь появляется новая Луна? — предположила девочка.

— А куда пропадала бы старая. Нет такого быть не может, это сколько бы лун тогда было бы. Она как солнце, одна единственная.

— Значит она одна. Она ходит, а раз мы ее видим каждую ночь, значит она возвращается на своем место — рассуждала девочка.

— Да, правильно. Но почему она уходит днем, чем она занимается — пожал плечами Егор.

Разговор ребят услышал дедушка. Он подошел к детям и присел рядом. Оказалось это их сосед. К нему на колени сразу прыгнули две кошки. Ребята с ним поздоровались, а он кивнул в ответ. Он был такой старый, что говорить ему было трудно.

— Скажу я вам не много, малыши, но правду. Луна у нас одна, верно. Хотя картинки на ней можно увидеть разные. Иногда, лицо увидишь на ней, другой раз, будто рыбки плавают. Я как-то видал цветок, как роза серебристая распустилась. Волшебство. Днем она не исчезает, а планету нашу огибает. По кругу оп и пошла. Представьте себе, сколько она ходит и не устает!

— Я иногда папу прошу меня от магазина домой на плечах донести, так устают ножки — сказала девочка.

— Ну ты еще легкая, если папа носит. Но все же, нужно самой стараться, как луна — ее носить некому. И смотри какая она красивая выросла! — показал рукой дедушка на небо.

— А зачем она вокруг планеты крутится? — спросил мальчик.

— Наверное интересно ей посмотреть кто чем занимается, как люди живут, животные, птицы. На реки посмотреть, моря, океаны.

— А почему она светится как ночник или светлячок? — не заканчивались вопросы у Егора.

— Может на ней живет много-много светлячков? — засмеялся дедушка, — луна покрыта такой пыльцой, которая светится в лучах солнца. Приятно было побеседовать с вами ребята. Пора идти домой.

— До свидания! — попрощались в один голос девочка и Егор. Кошки спрыгнули с лавки и тоже пошли домой вместе с детьми. В окнах показались силуэты мам:

— Давайте домой, луна пришла.

— Значит она все таки ходит — засмеялись дети.

Можете прочитать еще одну сказку про девочку, которая боялась темноты.

Сказка на ночь слушать

После насыщенного дня, так приятно слушать сказку на ночь. Включите видеозапись, устройтесь поудобнее и приготовьтесь к прослушиванию.

Сказка на ночь: слушать про девочку-луну.

Время прослушивания: 11:54

Эта аудиосказка проиллюстрирована картинками из книги. Можно будет предложить ребенку сделать свои рисунки по мотивам истории.

Сказка про лунный свет

Мультфильм — сказка про лунный свет. Главный герой котенок, который случайно разбил лампу хозяина. Что же теперь делать, чтобы помочь своему хозяину? Посмотрите короткий мультик, чтобы узнать как поступил котенок.

Мифы и легенды о Луне

12 октября 2019 в 9:26

@ Людмила Муравьева

Рассмотрим, какие существовали мифы и легенды о Луне. Вообще, так уж получается, что, открывая случайно магические знания древних народов, мы говорим в недоумении, что этого они не могли знать. Но так часто оказывается, что те далекие знания и наши современные практически равнозначны! Как это объяснить, не прибегая к ссылкам на получение древних знаний сверхъестественным путем?

Самые известные легенды о Луне

Проанализируем, как рассматривалась Луна в легендах. Луна и звездное небо над головой всегда приковывали внимание людей. Это был мир тайный и неизведанный. Он манил и притягивал взоры. Это сегодня в городах, наполненных светом электрических ламп, звезды и Луна теряются на фоне ярких вывесок, рекламных щитов и многочисленных фонарей.

А когда-то — кстати, не так уж давно — электричества не было, и даже в крупных городах ночи были темными. Луна служила нередко единственным источником света. Вспомните хотя бы автобиографические повести Максима Горького, где он описывает, как читал книги при лунном освещении, пуская на страницы зайчики от хорошо начищенной кастрюли.

Ночной мир без Луны сразу становился для человека мрачным и полным опасностей. Ведь нам нужно хоть немного света, чтобы быть уверенными в себе. На протяжении длительного времени ночи человеку освещали звезды, Луна, костры или свечи (лучины).

Но если лучины, костры и свечи были рукотворным светом, то Луна и звезды давали естественное, природное освещение. И для древних они несли печать божественности.

Луна в образе девушки, женщины, старухи в мифах и легендах

Люди в древноси еще не знали, что Луна видна на нашем ночном небе благодаря отраженному свету Солнца.

Они считали, что дневной свет дает нам бог Солнца, податель жизни и плодородия, наделенный мужскими качествами, а ночной — богиня Луны, царица снов, магии, олицетворяющая почти во всех странах мира смерть и наделенная женскими качествами. Все остальные планеты и созвездия тоже были включены в мифологию, но они занимали менее значительное положение.

И вот что интересно: всегда Луна тесно связывалась с Землей и Солнцем. Это был своего рода триумвират планет, объединенных канвой мифов. И пожалуй, Луна здесь играла даже большую роль, чем Солнце.

Это связано с некими тайными качествами Луны: она способна изменять форму, становиться не тем, чем была день назад, восстанавливаться и снова разрушаться. Солнце способно лишь менять яркость или высоту над горизонтом, Луна же каждый день становится иной. Кстати, эта ее особенность послужила причиной того, что все первые земные календари не солнечные, а лунные.

Древние мифы о Луне

Луна в мифах наделена необычными качествами и дарами. Она может выглядеть то как юная красавица, то как зрелая матрона, то как носатая старуха. Она может быть видимой или сокрытой. Она рождается, умирает и снова возрождается из темноты.

  • Одни народы именовали ее глазом бога,
  • другие видели в ней волшебный шар,
  • третьи (австралийские мифы) — бумеранг, который то приближается, то удаляется в темном небе.

На Луне, согласно мифам, произрастают странные и целительные растения, там стоят дворцы невиданной красоты и живут необычайные существа и бессмертные герои…

Цивилизация быстро приходит к одичанию, если меняется строй ее жизни. Отнимите у современного человека его игрушки — машины, компьютеры, ядерную или электрическую энергию, и правнуки программистов и пиарщиков скатятся в дикость. А о прежнем прадедовском времени они сохранят мифы.

По одному из таких мифов герой эпоса Нил Сильная Рука со товарищи летал на стальной птице к Луне. Один дикий народ назовет цель полета — за бессмертием, которое таится в лунном камне.

Нил Сильная Рука добыл лунный камень и привез на родину, после чего жил долго и счастливо. Другой дикий народ будет утверждать, что этот герой обратился птицей — орлом, чтобы склеивать Луну, но смог отклевать только крохотный кусочек, а третий дикий народ будет рассказывать техногенную сказку о санях-самоездах и коврах-самолетах, которые перевозили героя-путешественника с Земли на Луну и обратно, снабжая по пути питанием со скатерти-самобранки.

И будет этот герой облачен в костюм, сверкающий, как серебро, а назад возвратится с расколдованной принцессой или побежденной лунной девой…

Вы не узнаете

  • ни настоящего имени нашего реального героя (Нил Армстронг),
  • ни его фантастического одеяния (обычный скафандр),
  • ни технических средств (космического корабля, луноходов, баллонов с воздухом и прочего оборудования),
  • ни способа питания (специально приготовленные и упакованные продукты),
  • ни цели путешествия (исследование Луны).

Так что же удивляться, если прежнее знание растворилось в мифах и стало непонятным? Нужно удивляться, что иногда через миф мы можем увидеть вполне научную истину!

Древние мифы и наука о Луне

Посмотрим, какое взаимодействие имеют древние мифы и наука. В нашей традиции, опирающейся на античность и христианство, которое в свою очередь выросло на иудейской культуре и модели восприятия мира (а если смотреть шире, так и на общем индоевропейском пласте истории), Луна сама есть творение Бога или богов.

Она оказывает влияние на людей, но не она их сотворила. Человек в этой традиции служит предметом воздействия различных внешних сил (богов) для их собственных нужд, часто — предметом противоречивых влияний Солнца и Луны.

Кстати, эти влияния описывают мифы по всему земному шару, поскольку солнечные и лунные воздействия на человека наиболее ощутимы. Они ярко выражены, и их легко заметить. На самом деле, как вы увидите в дальнейшем, в этом понимании заложена истина. Мы действительно, как и все живые существа, подчиняемся разным природным и планетарным ритмам.

Древние мифы и наука. Наука долго не хотела признавать очевидного. Продолжительное время считалось, что планета на планету, звезда на планету влияют, а планеты или звезды с человеком ничего подобного не делают. Научные сведения о Луне еще век назад касались только ее астрономических характеристик, все остальное отбрасывалось как миф.

Даже воздействие Луны на гравитацию Земли, совершенно очевидное любому жителю морского побережья, старались не замечать, относя к области мифологии. А почему не хотели? Да потому, что любая связь действительно существующих вещей с мифами для науки неочевидна, пока не доказана математически.

Луна в древних научных трактатах

Мифы — это особый род сведений, которые трудно рассмотреть с первого взгляда, а, например, древние книги индусов — это еще более сложная и разветвленная мифологическая система.

Что вы сможете сказать о целом «сериале» сведений о древних войнах между богами и развитыми цивилизациями, которые сохранились в индийских трактатах, где есть целые пласты сюжетов, которые не поддаются той научной трактовке, которую мы привыкли применять к историческому материалу?

Там, между прочим, рассказывается об очень-очень странных вещах. О том, например, что в древнюю эпоху на земле шли страшные и разрушительные войны с применением испепеляющего целые районы оружия. О том, что в эти войны была вовлечена Луна. О том, что существуют разнообразные летательные аппараты, на которых перемещались продвинутые асуры.

Трактаты приводят многостраничные описания военной техники, которые ставят в тупик исследователей-гуманитариев, но очень хорошо понимаются военными специалистами по ядерному оружию. С нашей точки зрения, это мифы. Но внутри этих мифологически обработанных сведений заключена целая неизведанная планета.

Может, именно поэтому мы способны расшифровать легенды ненцев или коряков, но с более сложными моделями уже начинаем сомневаться в точности собственного анализа.

Луна в египетских мифах

Лунные мифы в том же Египте, странные и непонятные нам папирусы, особые способы продвижения души умершего в потусторонний мир — это тоже на самом деле пока «терра инкогнита», там мы постоянно блуждаем в поисках истины. И чем сложнее культура, тем труднее адекватно ее понять.

Сделаем исторический экскурс, как рассматривалась Луна в египетских мифах. Очевидно, стоит пристально посмотреть на Египет и знания его жрецов. Греческое соотнесение Луны с царством мертвых связано и с египетскими мистериями. Египтяне имели несколько лунных божеств, а также богов и богинь, несущих черты лунного культа.

От древнего египетского пантеона остались в более позднем (который хорошо изучен) всего лишь отголоски. Но известно, что первоначально управителями египетского мира были лунные боги и первым календарем был лунный, только потом им на смену пришли бог Солнца Ра и солнечный календарь.

Знания о Луне — это отголосок лунных культов и древних знаний, когда мифы были историей, а магия — наукой. Если этого не понять, то нельзя объяснить хотя бы такого факта, что им было известно соотношение массы Земли и Луны, причем это величины, близкие к современным. А ученые высчитали это соотношение адекватно лишь век тому назад.

Какой предстает Луна в греческих мифах

Сделаем исторический экскурс, как рассматривалась Луна в греческих мифах. В мифах мы, конечно, не найдем ни расчета лунной орбиты, ни определения массы или величины Луны. Но в древности и научные знания были тоже невероятно мифологизированы. Самая «правильная» в научном отношении Греция может служить прекрасной иллюстрацией того, как причудливо переплелись мифы и научные догадки.

Создание Луны греки приписывали Зевсу, который, по словам легендарного Орфея, «смастерил и иную землю, безграничную, кою Селеной зовут бессмертные, а земные человеки — Меной. Много на ней гор, много городов, много жилищ». Селена и Мена — это греческие названия Луны.

За «жилища» греки принимали многочисленные лунные цирки — кратеры характерной округлой формы, хорошо заметные с Земли. В эпоху городов-государств лунные кратеры очень напоминали грекам земные города, обнесенные защитными стенами. По мнению греков, на Луне водятся страшные чудовища, одно из которых как-то сорвалось с Луны и упало на Землю.

Речь идет о знаменитом Немейском льве, которого победил неукротимый Геракл. Это чудище было заковано в броню и причинило людям немало бед. В мифах лунного льва называют демоном Селены. Между прочим, и в далеком Китае тоже есть мифы о чудищах с Луны.

Уфологи видят в описании этих страшных монстров реальные механические объекты, созданные инопланетянами. Впрочем, описание этих монстров вполне располагает к такому толкованию. Очень уж они похожи на разного рода машины. Но мы слегка отклонились от темы. Вернемся к древним грекам.

Греческие философы о Луне

Философов Древней Эллады очень интересовало, из каких пород сложена Селена. Философ Эпименид называл ее «горной землей», с ним соглашался и Фалес: Луна состоит из земли, то есть ничем от Земли не отличается. Пифагор именовал Луну «небесной землей», но что он имел в виду — мы достоверно не знаем: обычно под «землей» он подразумевал твердое вещество, то есть все, что не является водой, воздухом или огнем (по мнению древних греков, мир сформирован четырьмя стихиями).

О том, как пристально греки изучали Луну, можно судить по тому факту, что известный философ Анаксагор создал лунную карту, на которой были изображены горы, холмы, города, ущелья, впадины и даже овраги. От карты остались только описания. Но Плутарх утверждает, что она существовала. А Плутарху в этом вопросе можно доверять.

Кстати, Анаксагор был убежден, что Луна не имеет воды, а те впадины, которые потом средневековые астрономы нарекли морями, он называл сухими, то есть уровень знаний Анаксагора гораздо ближе к реальности, чем домыслы европейских ученых Средних веков. Считается, что эти знания были получены греками от египетских жрецов, которые хранили в своих храмах некие древние записи.

Луна и царство мертвых

Луна в греческих мифах. Известный древний ученый-астроном Птолемей составил описание лунной поверхности, запечатленное затем в трудах Плутарха. Луна считалась обителью мертвых, жилищем богини Персефоны, которая была дочерью Деметры и женой Аида, зиму проводила в подземном царстве, а летом появлялась среди живых.

Эта возрождающаяся, как природа, Персефона и владела царством мертвых, расположенным на Луне, которая, как говорит Плутарх, «граничит с полями Аида», то есть в небытии, по ту сторону жизни. «У эллинов говорится о богах, но не все правильно.

Так, например, хотя они дают правильные имена Деметре и Коре, они неправильно думают, будто оба эти божества пребывают совокупно в одном и том же месте. Ибо Деметра находится на земле и правит земными делами, а Кора помещается на Луне и властвует над делами Луны.

Она именуется и Корой, и Персефоной. Персефоной, как светоносная, Корой потому, что мы обозначаем этим словом зрачок глаза, отражающий лицо смотрящего, подобно тому, как на Луне отражается свет солнца. В рассказах о странствованиях и взаимных поисках этих богинь в виде загадки содержится истина; ведь, будучи разлучены, они стремятся друг к другу и часто соединяются в тени.

И не ложь, что Кора бывает то в небе и на свету, то во мраке и ночи; ошибка только в исчислении времени. Не по шесть месяцев, а раз в шесть месяцев мы видим, что земля, как мать, объемлет ее тенью, и лишь изредка это случается с ней раз в пять месяцев, так как ей нельзя оставить Аид, которому она служит пределом, на что намекнул и Гомер, сказав: „в Елисейские поля и пределы земли».

Там, где прекращает распространяться тень земли, он положил конец и предел земли. В эти поля не восходит никто злой и неочищенный; а добрые, перенесенные туда после кончины, ведут весьма легкую, хотя не блаженную и не божественную жизнь, пребывая там до второй смерти».

По словам Плутарха, лунная география похожа на земную, там есть свои горы и свои впадины. В одной из самых крупных впадин Птолемей расположил жилище Гекаты (одна из ипостасей Луны, связанная с магией; по преданию, Геката способна вызывать души мертвых), поскольку Луна — это обитель мертвых.

Кроме того, там Птолемей поместил еще и два ущелья, очень глубоких и длинных, по которым перемещаются души мертвецов с одной стороны Луны на другую. (По словам Плутарха: «Наибольшую из них называют „укрытие Гекаты».

Там наказуемые души требуют и получают воздаяние за то, что они претерпели или совершили, ставши уже демонами. А два длинных называются Вратами, ибо через них души переправляются то на сторону Луны, обращенную к небу, то опять на сторону, обращенную к земле. Обращенная к небу сторона Луны называется „Елисейскими полями», а обращенная сюда — „противоземной Персефоной»».)

Считается, что, изображая перемещения душ по узким расселинам, Птолемей пытался описать колебания Луны относительно своей оси, или либрации (смещения), благодаря которым Луна показывает нам иногда (правда, очень незначительно) часть невидимого с Земли полушария.

Ущелья, которые упоминает Птолемей, ныне именуются Морем Изобилия и Морем Нектара. Сама же либрация после Птолемея долго считалась домыслом и была заново открыта только Галилеем. Увидеть это явление без телескопа нереально, поэтому встает закономерный вопрос: откуда мог знать о либрациях Птолемей?

И вопрос этот ставит нас в тупик, ибо принято считать, что древние греки не знали телескопа. А если знали? А если они наследовали знания от погибшей более древней цивилизации? Вопрос этот оставим открытым.

Греки знали о Луне больше нас?

В описании лунной поверхности Птолемеем немало странного. Например, он упоминает о том, что вершины гор на Луне плоские и гладкие. Он пишет о цирках с плавными, сглаженными стенами. Но астрономы XIX века, уже имевшие телескопы, думали, что цирки имеют острые зубцы.

И если вы откроете любую из книг того времени, то лунные горы изображены с высокими зубцами, с острыми гранями. Только картинки с Луны, переданные на Землю спутниками, и фотографии, которые привезли астронавты, подтвердили правоту Птолемея: горы сглаженные, засыпанные слоем разрушенной метеоритами породы. Есть еще интересная деталь: по Птолемею, вокруг кратеров расположены узкие пурпуровые пояса. Долгие века над пурпуровыми поясами насмехался весь просвещенный научный мир. Еще бы: пурпуровые пояса в телескоп никто не наблюдал.

Однако, когда астронавты посетили Луну, они увидели… пурпуровые пояса. Это метровой ширины полосы, идущие по всей окружности цирков. Откуда бы знать о такой детали Птолемею? Плутарх упоминал, что ему показали рукописи, спасенные из разрушенного Карфагена. Этими рукописями пользовался и сам Птолемей…

Луна в китайских и японских мифах

Сделаем исторический экскурс, как рассматривалась Луна в китайских и японских мифах. Большинство китайских и японских мифов называют Луну «Принцессой Лунного Лавра». Этот мифический лавр якобы произрастает на Луне рядом с Лунным дворцом, в котором обитают небожители.

С развитием в этих восточных странах буддизма Луна получила имя светоча истины. Буддисты Китая и Японии считали, что лунный свет озаряет дорогу и служит маяком для каждого, кто стремится постичь смысл существования и завершить череду перерождений.

В мировоззрении китайцев и японцев Луна и Солнце являются единым целым, составляющим две половины космического начала. Луна, как женское начало, олицетворяет инь (холод — тьма — женственность — податливость) в противоположность мужскому началу ян — Солнцу, олицетворению силы и энергии (тепла — света — движения — напряжения).

Поэтому Луна-инь — это тьма и смерть, а Солнце-ян — свет и жизнь. Но как земного неба нельзя представить без Солнца или Луны, так и жизнь не существует без смерти. Они плавно перетекают одно в другое, образуя фигуру дэн (известную в виде соединения инь и ян).

Древние китайцы верили, что Луна состоит из призрачного и очень нестойкого вещества — водного эфира, напоминающего по своим качествам туман. Поскольку противопоставлением активности и зноя служат холод и бездействие, Луне приписывали такие качества, как печаль, одиночество, созерцательность, любовное томление.

Поэтому лунная красота — это красота отказа от земной жизни, надежд, права на счастье. В литературе и театре появился даже особый стиль — саби, обозначающий произведения, созданные в духе отрешенности от мирской жизни и суеты, то есть своего рода элегические творения, созданные по лунному образцу красоты.

В поэзии это стихотворения, повествующие об уединении человека, его отстраненности, душевных переживаниях, окрашенных легкой дымкой грусти, в прозе и драматургии — истории о вечной любви разлученных людей. Считалось, что это высший принцип красоты и воспитания духа.

Китайские и японские мифы о Луне

О Луне в Юго-Восточной Азии существует немало легенд. Например, предания народности тай, живущей в Южном Китае, рассказывают о некоем правителе, который вышел из большого яйца, упавшего с Луны в море.

По легенде, он правил этим народом много лет, был справедлив, учил людей астрономии, ввел законы, запрещающие делать дурные поступки, разграничил понятия добра и зла. Даже в наши дни его вспоминают как самого бескорыстного правителя этого народа. Вообще повествования о «героях с Луны», спустившихся на Землю в серебряном или золотом яйце, — это целый пласт мифологических сказаний на всем азиатском Востоке.

И об этих легендах мы еще будем упоминать. Пока же запомним только то, что Луна в этой мифологии обозначается как место, откуда людям были дарованы справедливость и знания. Нередко эти же народы связывали Луну с возможностью обретения богатства.

Известно, что на протяжении веков в исторических хрониках основатели многих китайских династий объясняли происхождение своего богатства так. Кто-то из их предков отправился в путешествие на Луну, где золота видимо-невидимо.

Обитателям Луны пришельцы с Земли очень понравились, поэтому, когда они засобирались домой, были одарены золотыми и серебряными слитками, а также волшебными предметами. Именно на Луне китайцы помещают место обитания трехногой жабы, одного из самых сильных символов материального достатка.

Считается, что легендарный китайский император Мин Хуан подружился с обитателями Луны. От них он получил не только богатые дары, но и новые знания, в частности овладел игрой на флейте.

Когда он вернулся на землю, то обучил своих приближенных мелодии для флейты, которая так полюбилась ему в лунных чертогах. Эту мелодию придворные музыканты не преминули записать. Так, по преданию, родилась в Китае первая музыкальная пьеса.

Луна в корейских и индийских мифах

Сделаем исторический экскурс, как рассматривалась Луна в корейских и индийских мифах. В ближней Китаю Корее Луна тоже занимала ведущее место в космогонической мифологии. Считалось, что Луна страшно тверда и холодна, то есть, иными словами, это огромный ледяной шар.

В космосе живет пес по имени Пулькэ. Каждый месяц этот пес стремится украсть Луну, но ему никак не удается ухватить ее зубами — Луна выскальзывает из пасти.

Псу иногда удается отгрызть от нее кусочки, но даже когда он ее полностью измельчает, все равно она вскоре возвращается на свое место. И пес начинает охоту снова. Это своего рода корейский миф о Сизифе. Только пес занимается своим бессмысленным трудом не из-за божественной кары, а в силу глупости и алчности.

Луна в корейских и индийских мифах. В расположенной неподалеку Индии мудрецы тоже считали, что Луна необычайно холодна. Когда герой «Рамаяны» Равана решает отправиться в космическое путешествие, то его члены сковывает ледяным холодом по мере приближения к ночному светилу.

Придание Луне качества невероятного холода ничуть не мешало индийцам считать Луну мерилом красоты. Именно в Индии, а также странах Юга Азии лица красавиц было принято сравнивать с Луной. Луноликими называет их древняя поэзия. В славянской древней литературе мы также сталкиваемся с соотнесением красоты юноши или девушки с Луной.

Девушки имеют «луноподобные» лица, юноши схожи красотой с молодым месяцем. Эта традиция связывания красоты с Луной характерна для многих европейских и азиатских народов.

Сказка про Солнышко и Луну

Жили-были Солнышко и его младшая сестрица Луна. Солнышко выходило на небо днем. Светило и согревало Землю, цветочки, листочки, зайчиков, белочек — всех-всех-всех. Радовались Солнышку и растения, и зверята, и ребята, и взрослые. А Солнышко смотрело на мир и любовалось его красотой.

Потом наступала ночь. И на небе появлялась Луна. Она убаюкивала малышей и следила, чтобы никто не нарушал их сладкий сон. И так продолжалось очень долго…

Но однажды Луна загрустила. Ей тоже хотелось с Солнышком поиграть, его лучикам порадоваться. Но когда она появлялась на небе, все спали, и ничего не было видно.

Увидело Солнышко, что Луна грустит и спросило ее:

— Сестрица Луна, о чем ты грустишь?
— Грустно мне одной в темноте, братец, — сказала Луна. — Ты светишь только днем, а я появляюсь на небе только ночью. Приходи ко мне в гости.

Но ответило Солнышко:

— Нельзя мне ночью на небо, я всех разбужу. А ночью нужно спать, чтобы отдыхать и набираться сил.

Опечалилась Луна еще больше. И тут Солнышко сказало:

— Но ты можешь ко мне днем приходить, сестрица. Это никому мешать не будет. А ночью я буду тебе свои лучики посылать. И будет тебе светло и тепло!

Луна с радостью согласилась.

И стало Солнышко по ночам ей свои лучики посылать. Луна, радуясь, отражала их всем спящим. Чтобы тем, кто боится темноты, было не так страшно ночью. А иногда заходила Луна к своему братцу Солнышку в гости. И любовалась красотой мира в солнечном свете.

Так они и живут до сих пор дружно. Солнышко заботится о своей сестрице Луне, посылает ей свои лучики. А она заходит к Солнышку в гости, чтобы вместе с ним радоваться красоте этого большого мира.

Конец

Текст: Татьяна Гагуз (HolySoul)
Иллюстрации: Наталья Жураковская

Как-то встретились Солнце и Луна. Начали они спорить: «Кто из них важнее?». И у каждого были очень серьёзные доводы.

— Я, например, освещаю Землю — спорит Солнце.

— Э-э, — отбивая выпад протянула Луна. — Днем на Земле и так светло и без тебя. А ночью темно, поэтому я важнее.

— Зато я согреваю, — быстро нашелся Огненный Шар. — И без меня бы растения не росли.

Вот же разошлись не на шутку!

-А как же приливы и отливы? — Высокомерно сказал Отражатель солнечного света. — Благодаря мне они происходят!

Солнце подумало: «А ведь и вправду!». Но сразу нашелся ответный удар:

— Люди очень радуются радуге. А ведь я её создаю. Конечно, без Дождя бы не получилось, но только благодаря мне она происходит.

И свысока глянуло на своего противника.

— Что ж, согласна, — хмыкнула Луна. — Но людям не только радуга нравится. Они ещё в восторге от моей лунной дорожки.

Тут Солнце и Луна задумались6 ведь доводы вроде закончились, но никто не хотел здаваться.

Но Солнцу пришла замечательная идея, на его взгляд:

— А давай так: неделю я буду ближе к людям, а следующую — ты. Пусть люди сами выберут: кто из нас важнее.

На том они и порешили.

Солнце неделю было высоко над горизонтом и не «садилось». Люди изнывали от жары, мало кто выходил из дому, растения вовсе почти все погибли.

Пришел черед Луны. Как только она взошла, люди с облегчением вздохнули, но ненадолго.Уже на второй день «правления» Луны стало холодно, ведь Солнце не обогревает Землю.

К последнему решающему дню, настолько было холодно, что некоторые животные и растения поумирали.

Встретились снова Солнце и Луна.

— Ну что… — неуспев Солнце договорить, как прилетел Ветер.

— Что вы устроили?! — проревел он. — Как вы могли такое допустить?

— Да мы… — начала оправдываться Луна.

— Что вы?! — совсем рассердился Ветер. — Я слышал ваш спор, но не ожидал, что аж до такого дойдет!

Спорщики грустно переглянулись.

— Хотите знать кто важнее?! — продолжил Ветер. — Скажу: все мы! Я тоже могу сказать, что важнее вас двоих. Напущу тучи и на тебя Солнце и на тебя Луна и всё!

Но они и так уже поняли свою ошибку.

Ветер сказал:

— Мы должны быть дружны и только вместе будем приносить пользу.

Нет в мире главных. Все равны. Каждый по-своему важен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *