Рука ко лбу

Эффект Манделы. Матрицу глючит?

Для начала немного мистики. Мой прошлый пост об эффекте Манделы не отображается в поисковике. Как я не пыталась.
Можно набрать Мандела эффект и выбрать результат за сутки — меня там нет. Можно “скопипастить” название поста: “Эффект Манделы. Их какой вы реальности?” — не выскакивает на гугле!

Матрица играет со мной в прятки?

Другие мои посты отображаются, а этот нет. Может я не в той реальности его написала?

Итак, в прошлый раз рассматривалась версия, что эффект Манделы связан с нашим переходом в параллельную реальность. Адронный коллайдер начал гонять электрон по трубе-ускорителю с бешеной скоростью, пробил чёрную дыру в реальности, куда нас и засосала опасная трясина. Вынырнули в параллельном мире, слава тебе Господи, за мелкими исключениями в виде провалов в памяти. Недосчитались всего ничего — пары слов из песни, названия шоколадки, хвоста у обезьянки из мультика любопытный Джордж и знаменитых подтяжек Мики Мауса. Потери, прямо скажем, небольшие.

Тем не менее, мозг протестует и требует объяснения.

Вот взять те же подтяжки. Помните классический облик Микки Мауса в красных штанишках с красными лямками на двух больших пуговицах?

Штанишки остались, пуговицы тоже, лямок — нету!

Пропали со всех картинок, из всех мультфильмов, даже из домашних видео на кассетах. Гугл выдаёт множество вариантов культового мышонка, минус подтяжки. КТО СТЫРИЛ ЭТУ ДЕТАЛЬ ГАРДЕРОБА??

Доказательство того, что подтяжки в прошлом присутствовали существуют.
До сих пор продаются костюмы Микки Мауса, фигурки, даже памперсы с лямочками:

Или вот, мыслитель Родена. Помните ли вы его позу? Что он подпирает рукой? Всем знаком этот образ — обнажённый массивный мужчина, сидит, крепко задумавшись, подперев … что?

Ведь лоб же? Лоб! Теперь этого уже не проверить , оригинал скульптуры теперь можно отыскать только в нашей памяти. В здешней реальности Мыслитель сидит как старушка на завалинке, горестно подперев подбородок, кисть руки раскрыта. Буквально жуёт свою руку.

А был ли кулак? И упирался он в лоб, в скулу или в подбородок?

Примечательно, что туристы всё ещё помнят изначальную позу и принимают её под статуей для фотографий.

Бернард Шоу тоже однажды обнажившись присел как Мыслитель.
Теперь же, образы, которые вы видите внизу — тени прошлого.

Версия вторая — сбои в матрице.

Наш мир — театр, а люди в нём актёры. Не так ли?

Идея о том, что мы живём в матрице стала очень популярной. Ещё модно говорить, что вселенная — голограмма. Всё ненастоящее. Материи нет, ткни пальцем — а там пустота. Стало быть мы и не люди вовсе, а так, фигурки на экране чьего-то гигантского 4D компьютера. Бегаем, суетимся чего-то, а они нас — ррраз и выключат. Или перезагрузят. Или остановят игру на паузе, поменяют нам имя, цвет волос, жену, судьбу, отстегнут подтяжки с Микки Мауса, переставят руку у Мыслителя. и — опять нажмут resume button.

Вот вам и эффект Манделы. Из матрицы циферки выпадают, а мы гадаем, почему Джоконда начала нагло усмехаться на одну сторону, родинка у Мерилин Монро переползла на другое место, сама она на всех фото модно похудела, а в лимузине Джона Кеннеди оказалось в момент убийства шесть человек вместо четырёх.

К теории матрицы я отношусь скептически. Разве можно отцифровать душу? В нас слишком много чувств. Мы часто непредсказуемы даже для самих себя. Мы сами делаем выбор в трудных жизненных ситуациях. Часто ему предшествуют мучительные раздумья. А любовь? Какой у неё URL? А дружба, сострадание, самопожертвование? А чувство божественного? А красота? А слёзы от созерцания прекрасного и возвышенного? И всё это идёт в графе “option” чье-то игры??

Да, мы ограничены материальным миром и нашей судьбой, кармой. Но разве не мы её создали своими предыдущими действиями? Разве не результат это всех наших предыдущих поступков? И мы же сами в силах всё исправить.

В мире есть элементы схожие с работой гигантского мера-компьютера. Существует связь, согласованность в действиях всех механизмов мироздания, больших и малых. Но это закон Божественный, и мы часто расшибаем об него лоб своими неправильными действиями. Разве это всего лишь игра?
Считать мир матрицей — бесовщина.
Именно так.
Ведь тогда получается — всё можно! Бога нет. Можно воровать, убивать, а чё париться? Всё же ненастоящее. Голлографическая иллюзия. Так и давайте жить в своё удовольствие.
Ты его убил, а у него ещё 50 жизней. Через минуту встал и опять бегает.

Другое дело, если бесы (элита) научились вирусом внедряться в элементы нашей судьбы и устраивать там беспорядок? Пока это просто шуточки с конфетками и мультфильмами. Какая разница, какого цвета был хвостик у Покемона?

Пока это наглая демонстрация силы.
Но чего ожидать дальше?

Эффект Манделы. «Ложка не существует» ©.

История вполне могла бы оказаться мистической, если бы я допускала объяснения непознанного версиями про инопланетян, пересечение параллельных вселенных, «мы живём в матрице» или хотя бы «массового помешательства». Но я всё-таки склонна к «игре разума», и мне эта способность памяти показалась интересной. Думаю, это может быть особенно интересно тем, «кому за 40», поэтому не могу не поделиться. Но обо всём по порядку 🙂
Везём младшую на дачу к родителям, ночью, чтобы дочь спала в дороге. Eхать аж 6 часов, у меня уже глаза слипаются, а спать нельзя. Кажется, уже на все темы поговорили. Я говорю «если мы не будем разговаривать, то я засну». И тут муж спрашивает: «кто написал «Узника»?».
— Как кто? — удивилась я, — Лермонтов, конечно.
— А вот и нет, — ответил он, — посмотри в интернете, это Пушкин…
— Не может быть! «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя» — это Пушкин. «Пора, красавица, проснись: открой сомкнуты негой взоры» — тоже Пушкин. А «Узник» — Лермонтов! — упорствую я. У меня сон как рукой сняло, я сразу полезла в интернет, нашла «Узника».
— Действительно Пушкин, — удивляюсь я.
Потом он спросил про логотип «Фольксвагена» и «Форда», «ну и рожа у тебя, Шарапов», «Ну ты эта… заходи если чё», бил ли Хрущёв ботинком по трибуне, грозя показать «Кузькину мать», как сидит «Мыслитель» Родена… и каждый раз я уверенно давала неправильные ответы.
— Эффект Манделы, — добавил он. — Я пытаюсь тебе об этом рассказать уже 2 недели, ты меня не слушала.
Ну да, пытался. Недавно в одном из итальянских магазинов, он показал на стоящий там автобус «Фольксвагена», где логотип был «не таким», я сказала «он же должен быть…», и побежала дальше к другим вешалкам, подумав «какая интересная стилизация».
— Понятно, — сказала я. — «Ложка не существует»…
Знаете, что я почувствовала? Я ошарашенно смотрела на него и думала: «Кто? Кто этот человек, который сидит рядом со мной???»

Ну прям как герой Бенаквисты из «Трансферта». Я начала перечитывать Бенаквисту уже после возвращения, без всякой цели, и когда наткнулась на этот рассказ, не могла удержаться от смеха — настолько это оказалось похоже на меня несколькими днями раньше.
Там главный герой настолько хорошо знал свою жену, что мог предугадать любое её слово и действие. Так вот в тот момент, когда он «прекрасно знает», что она сейчас начнёт его уговаривать поехать в гости к своей сестре, и будет соблазнять его рыбалкой, она говорит ему не то, совсем не то: «Ты должен сходить к психотерапевту.»… (В P.S. я выложу полный отрывок, чтобы можно было проникнуться происходящим.)
Тогда я нашла в интернете про этот самый эффект и начала читать (ссылку дам в конце поста, чтобы не сносить вам крышу, мне было страшно читать). И на почти все вопросы я ответила не так. Хотя каждый раз к своему ответу так и хотелось добавить «ну это просто, это все знают». Так я и относилась «все знают то же, что и я».
Попробуйте без подглядывания ответить на них сами:
— «Пролетарии всех стран, Объединяйтесь!» / или «Соединяйтесь»?
— Н.С. Хрущёв стучал ботинком в зале ООН, на заседании в 1960 году, и говорил бессмертную фразу «Мы вам покажем Кузькину мать» / или нет?
— Столица Израиля: Тель-Авив / или Иерусалим?
— Сколько человек ехало в машине во время убийства Джона Кеннеди: 4 / или 6?
— Сколько штатов в США: нечётное количество / или чётное?
— Какая фраза из «Кавказской пленницы» правильная: «В моём доме, попрошу, не выражаться.» / «В моём доме не выражаться.»
— Говорил ли Высоцкий «ну и рожа у тебя, Шарапов» / или были другие слова?
— Как львёнок просит черепаху из мультика: «Покатай меня, большааааая черепааааааха.» / или «Покатай меня, а?»
— Что в конце мультика «Жил-был пёс» говорит волк: «Ну, ты это… заходи, если чё» / или «Ты заходи, если что»?
— Как упирается рукой о голову «Мыслитель» Родена: кулаком в лоб / или внешней частью открытой ладони о подбородок?
— Фраза из книги Исайи глава 11, стих 6: Лев возляжет рядом с ягнёнком. И не будет никакого зла на земле, и будет тысячелетний мир. / или волк?
— Кто автор «Узника»: Лермонтов / или Пушкин?
— Какое слово было в романе «Евгений Онегин» в ставшем крылатым предложении: «Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей». / или «легче нравимся мы ей»?
— Как называется рассказ Солженицына: «Один день из жизни Ивана Денисовича.» / или «Один день Ивана Денисовича.»
— Как выглядит логотип «Фольксвагена»: буквы целые / или посередине трещина?
— Как выглядит палочка буквы «F» в логотипе «Форда»: прямая / или с завитком?
— В черепе за глазом нет кости / или есть?
— Место обитания пингвинов: только в Антарктиде (Южный полюс) / раскиданы по побережьям в южном полушарии вплоть до Экватора?
— Какого цвета ореховая паста «Нутелла» (Nutella): двухцветная белый с коричневым / или однотонно коричневая?
— Когда умер Мандела: в 2013 г. / или намного раньше?
Уф… Это не все, но по областям разброс достаточный, и для нас, думаю, хватит 🙂
О да, там много вопросов, на которые я ответила «не так»: и что мыслитель Родена упирается кулаком в лоб, и что волк сказал «Ну ты это… заходи если чё» (и мне казалось, что в паузе волк даже икнул), и что Хрущев стучал ботинком, и «ну и рожа у тебя, Шарапов» (так дразнили того, кто выглядел несвойственно себе), и «в моём доме попрошу не выражаться», и «покатай меня, большая черепаха», и «чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей», и что у черепа пустые глазницы, а логотип фольксвагена без трещины посередине… И вспомнила, что смерть Манделы в 2013 г. меня тоже удивила, он ведь умер уже давным-давно…
Приехав на место назначения в 7 утра, я начала с пристрастием опрашивать только что разбуженных родителей. А вернувшись в Москву, я сразу же написала своей однокласснице, с которой мы дружим до сих пор (она — врач): «Ин, за глазами есть кость?» — «конусообразная костная полость», — ответила она мне. «А кто написал «сижу за решёткой в темнице сырой»? — продолжаю я. — «Лермонтов?». — «А куда упирается мыслитель Родена?» — не унималась я. «В лоб?… издеваешься?» — «нет, это тест такой, мы с тобой отвечаем одинаково» — облегчённо вздохнув ответила я и немного успокоилась.
Но я невероятными усилиями воли останавливала себя, чтобы не спрашивать каждого прохожего «за 40»: «кто написал «Узника», как сидит Роденовский мыслитель и что сказал волк…
И понять, почему я так ответила, стало почти навязчивой идеей. Посыл «надо было в школе лучше учиться» не работает, я ведь хорошо училась. Ответы всех близких и друзей, мною опрошенных (о Боже!), были разные — и люди, и их ответы, и не всегда правильные, и часто с сомнением. Даже владельцы «Фольксвагена» и «Форда» не помнили как выглядит логотип их машины, а правильно отвечали только выбирая из предложенных вариантов.
А если верить сайту (хотя бы относительно их опроса), откуда я взяла эти вопросы, в опросе приняло участие 33 тысячи человек! И только примерно 30% из них отвечают правильно на каждый вопрос. Потому что те, кто не верит в инопланетян и иже с ними, такие сайты быстро закрывают и не участвуют в «этой глупости» (я тоже не верю, но мне стало интересно). Поэтому я не поверила, что людей ошибающихся больше.
Но почему мы, получившие тогда ещё качественное бесплатное образование, ошибаемся?, — подумала я и стала искать.
Кстати, правильные ответы после слеш «/». Тех, кто ответил полностью правильно, поздравляю — у вас прекрасная память 😉 Те, кто ошибся — не отчаивайтесь, я с вами 🙂
Эффекту присвоили имя Манделы, потому что именно в момент объявления о его смерти очень много людей воскликнули: «Как же так — он же умер 30 лет назад в тюрьме?!» И дальше начали находить другие несоответствия своей памяти с реальностью.
Суть «эффекта Манделы» сводится к тому, что много людей, незнакомых друг с другом, думают одинаково — они считают, что вот эти мелочи были другими, они это чётко помнят. Назвать это «массовым помешательством» язык не поворачивается даже у психологов и психиатров, потому что, как известно, «с ума по одиночке сходят». Эффект «дежавю» тоже отпадает — у каждого это своя картинка. Тем не менее, наиболее разумно объяснить это всё-таки секретом устройства человеческой памяти. Даже половину пунктов можно так объяснить.
— «Соединяйтесь» и «объединяйтесь» созвучны, и их легко можно за давностью лет перепутать.
— Пишут, что Хрущёв в одном месте стучал ботинком, а в другом — грозил показать Кузькину мать, учитывая советскую пропаганду, для яркости картинки вполне можно было пустить в эфир с другой подоплёкой, ну или мозг объединил 2 события в одно — так тоже ярче запомнить характер человека.
— «Чем меньше…, тем больше…». Я хоть и ответила «больше», но потом вспомнила, как меня поправляла мама, говоря «легче». Здесь есть противопоставление, поэтому мозг автоматически хочет подставить противоположное по смыслу слово. А если задать в поиск эту фразу, то можно увидеть, что на сайте «Академик» её называют не ошибкой, а «неточной цитатой» со ссылкой на оригинал.
— Мыслитель упирается в лоб… хм… думает у нас, предположительно, мозг, он в голове. Когда человек хочет показать, что он думает или вспоминает, логичнее показать на лоб.
— Мультик про львёнка. Эта фраза стала крылатой, но без употребления слова «большая черепаха» становится более непонятной. Большая черепаха там используется вместо имени, как имя. Скажешь «покатай меня, а?», и тебя никто может не понять, и через какое-то время забудут откуда это, и, значит, забудут что это значит. А если скажешь «покатай меня, большая черепаха», то всем сразу всё ясно. Мозг хочет быть понятым.
— Пингвины. Честно скажу, когда я писала пост про пингвинов, я думала, нет, я была уверена, что они живут только в Антарктиде. И так и написала «при слове «пингвин» в первую очередь всплывает картинка Антарктиды». Но пока писала пост, убедилась, что это не совсем так. Но так проще запомнить «белые медведи живут на северном полюсе, а пингвины — на южном».
— Мандела умер раньше, чем на самом деле. Когда любой общественный деятель пропадает из эфира надолго, через какое-то время мы думаем «про него давно ничего не слышно, он, наверное, уже умер, а я случайно это пропустил». Мы можем знакомому позвонить, чтобы узнать как у него дела, если он надолго пропал. Но кому мы позвоним узнать что происходит с Манделой?
— Лермонтов или Пушкин. А это уже наполовину заслуга нашего качественного образования. Нас ночью разбуди, прочитай пару строк, и скорее всего мы назовём автора даже спросонья. Почему выбор между этими двумя поэтами, ведь тогда же были ещё и Жуковский, и Давыдов, и Баратынский, и Батюшков, и Одоевский…? Почему-то я вспоминаю, что было некое противопоставление Пушкина Лермонтову, их обоих сравнивали по силе и величию. Пушкина, конечно, считали, поэтом №1, а Лермонтова — №2, хотя мне больше нравился Лермонтов. Вот поэтому строчки, отскакивающие от зубов, легче приписать одному из «двух лучших».
— Мультик про пса и волка. А здесь уже есть доказательства игр разума. Здесь «ну ты это…» говорит пёс. Волк отвечает: «Спасибо». Пёс протяжно говорит «Аа», волк уходит, проламывая плетень, оборачивается и говорит «ты заходи если что». Видите, как много промежуточных слов? Поэтому народный фольклор выкинул лишнее, и остальное стало всем известной фразой. Теперь ведь не кажется странным огрубление «что» на «чё» — опять же для яркости.
По-моему, так. А чтобы проиллюстрировать ещё бо́льшую витиеватость памяти, расскажу честно как я вспоминала автора «Узника» (как ни странно, ход мыслей моего папы был тот же): «Горький, нет, он написал «Буревестник», «а он, мятежный, просит бури, как-будто в бурях есть покой», нет, это «Парус». А! Лермонтов! «сижу за решёткой в темнице сырой, вскормлённый в неволе орёл молодой»), и вслух называю Лермонтова. Понимаете, на что способна память в сотрудничестве с мозгом? 😉
P.S. Источник обворожительной заглавной картинки.
Если вы хотите прочитать как этот эффект объясняют теориями параллельных миров и началом действия адронного коллайдера, то вам сюда.
Но лучше почитайте Бенаквисту — гениальный автор, очень рекомендую. Я влюбилась в его книги сразу же, когда напечатали только его первую книгу, и с моей подачи его полюбили все мои родные, друзья и знакомые. Даже сейчас, спустя больше 10 лет, я с удовольствием его перечитываю. Хотите отрывок? Читайте — он сто́ит того, чтобы этим текстом увеличить пост ещё на несколько абзацев 🙂
«В жизни каждой супружеской пары случается утро, когда ваша вторая половина смотрит на вас с легким оттенком сомнения во взгляде. Сомнения или чего-то другого. И в этом другом есть нечто гипнотическое. Впервые вы замечаете беспокойство в глазах того или той, с кем вы до сегодняшнего дня делили эту нежную и рутинную безмятежность. И вы еще не знаете, что именно вы являетесь причиной беспокойства.
— Как спалось, Мину?
Мину — это Катрин, женщина моей жизни, я женился на ней двенадцать лет назад. Уже давно она жалуется, что попа у нее отвисла, и пытается убедить в этом меня, ну а я не вижу никакой разницы. В дружеской компании ей иногда кажется, что она не на высоте в некоторых разговорах, и тут она ошибается. Когда на нее это находит, Катрин задается вопросом, правильный ли мы сделали в жизни выбор, но я не мыслю себе другого. Именно поэтому я и люблю Катрин. И только одна вещь меня в ней раздражает — то, что я всегда опережаю ее на пять секунд. Вечных пять секунд.
— Тебе сколько тостов, Мину?
— Один.
Я поджариваю ей два, потому что сегодня у нас брусничное варенье. С абрикосовым или апельсиновым она действительно съедает только один тост, но с брусникой она решит позволить себе второй, она об этом еще не догадывается, но я-то знаю. Вот они, эти самые пять секунд. Я в состоянии закончить большинство фраз, которые она начинает. В магазине я легко угадываю вещи, которые обязательно привлекут ее внимание. Когда мы занимаемся любовью, я с точностью до секунды могу сказать, когда она захочет сменить позицию. Я знаю, что она употребляет прилагательное «любопытный» каждый раз, когда пробует мороженое с имбирем, и «говорливый» — когда встречает болтуна. Она никогда не встречала словоохотливых, многословных или речистых типов — только говорливых. Я всегда знаю, какой лифчик она надела под жемчужно-серое платье.
— Я, пожалуй, съем еще один тост с вареньем!
Когда я советую ей посмотреть фильм, который я уже видел, то записываю на клочке бумаги три-четыре аргумента, которые она найдет, чтобы похвалить или обругать фильм. Никогда я не показывал ей эту бумажку, чтобы доказать, насколько она для меня предсказуема, — я слишком хорошо представляю сцену, которая за этим последует и ее способ отплатить мне. Такова Катрин. Все время. Представьте себе, например, завтрак, который мы поглощаем именно в этот момент, и я — учитывая некоторые обстоятельства (субботнее утро, хорошая погода, звонок ее сестры вчера вечером) — прекрасно знаю, что сейчас она снова заговорит о неделе в Ландах, куда ее сестра зовет нас уже несколько месяцев. И будет соблазнять меня рыбалкой.
— Знаешь, любимый, в нашем возрасте надо уметь расслабляться, пора подумать о себе, заняться собой. Тебе, например, это бы сейчас не помешало.
— Что конкретно ты имеешь в виду, Мину?
— Психотерапию.
— ?.. Повтори, пожалуйста?..
— Ты должен сходить к психотерапевту. Думаю, она произнесла это слово впервые за двенадцать лет. И улыбнулась со значительным видом — раньше я за ней этого не замечал.
— И ты говоришь мне это так запросто, ни с того ни с сего, после двенадцати лет совместной жизни, между двумя бутербродами?
— Я давно собиралась тебе это сказать, и сегодня пришло время.
…Кто эта женщина в халате, сидящая напротив меня?»

Роден Мыслитель

Мыслитель — скульптура настолько известная, что ее использование в различных рисунках, карикатурах, рекламных роликах и других «цитированиях» не нуждается в комментариях. Возможно, не каждый, кто смотрит на изображение скульптуры, сразу вспомнит автора, но название этого произведения знают все.

Несколько слов об авторе

Имя Огюста Родена известно многим ценителям прекрасного. Его многочисленные работы воспринимались современниками неоднозначно. Однако это не помешало ему создать скульптуры, вошедшие в сокровищницу мировой культуры.

Творческий путь Родена пришелся на два века — 19 и 20. Он работал подмастерьем, делал скульптуры под чужим именем, его даже призвали на военную службу, но потом комиссовали по состоянию здоровья.

Карьера Родена как независимого скульптора пошла в гору с 60-х годов 19 века. В это время он приобрел собственную мастерскую, где и занимался до конца жизни любимым делом.

Историки искусства считают Родена представителем импрессионизма в скульптуре, хотя ему были присущи черты реализма и романтизма. Однако стиль — это некие рамки, ограничивающие творческий полет художника. Роден с трудом вписывался во все эти рамки, создавая свой неповторимый мир истины, образов, чувств и эмоций, запечатленных в бронзе.

Врата ада как ключевое произведение

В 1880 году во Франции было принято решение о строительстве музея декоративных искусств. Музей должен был начинаться с двери. Грандиозный замысел заключался в том, что входная дверь должна была состоять из скульптурных композиций по произведению Данте «Божественная комедия».

Создание этих дверей для Родена стало делом всей его жизни. Заказ на многообразное и громоздкое сооружение в отведенные ему пять лет он так и не выполнил. Если относиться к такой работе с максимальным творчеством, то она окажется бесконечной.

Вам может быть интересно:

Эту работу своим заказчикам автор не сдал, да и музей не был построен. Зато все ключевые фигуры этой двери приобрели статус самостоятельной скульптуры.

А «Врата ада» были отлиты из бронзы только в 1925 году, то есть через 45 лет после начала работы над ними. За это время автор грандиозного произведения существенно изменил первоначальный замысел, переосмыслил образы Данте, видоизменил мифологические сюжеты, опираясь на «Страшный суд» Микеланджело и произведения Шарля Бодлера.

В результате автор слишком далеко отошел от Данте, создав преимущественно образы, свойственные поэту Бодлеру.

Впрочем, если быть точнее, то «Врата ада» — это целиком плод фантазии самого скульптора, над которым теперь не было давления заказчиков.

«Врата ада» могут показаться слишком перенаселенными телами, страданиями и страстями. Оказалось, что врата в ад — это уже ад, в котором от воли человека уже ничего не зависит, остались лишь стоны и муки.

Сам автор призывал не искать в произведении сюжета, смысла и упорядоченности. Он просто выплескивал свой полет фантазии. Однако каждый художник, стремясь вложить в собственное произведение только свое видение темы, создает всегда нечто большее. Произведения гения всегда живут самостоятельной жизнью, независимо от воли создателя. Каждый, кто впитывает в себя дух творения, видит в нем что-то совсем иное, отличное от замысла автора.

Мнение эксперта Князева Виктория Гид по Парижу и Франции Задать вопрос эксперту Врата ада — это хаос, который, видимо, достигает своего апогея по ту сторону дверей. Этот хаос отображен в беспорядочном нагромождении тел. Противостоят ему только несколько фигур, расположенных обособленно от основного скопления обнаженных тел.Такой фигурой является Мыслитель, ставший не только ключевой, но и самой знаменитой и узнаваемой скульптурой Родена.

Мыслитель — тайна в бронзе

Для Огюста Родена Мыслитель перестал быть олицетворением самого Данте, как это задумывалось раньше, и стал символом работы интеллекта. Всего при жизни скульптора и в более поздние времена было сделано около 20 бронзовых и гипсовых копий Мыслителя в разных городах мира. Например, бронзовая копия скульптуры установлена как памятник великому скульптору на его могиле в пригороде Парижа. Бронзовый Мыслитель установлен у входа в музей Родена в Филадельфии, а также у здания Колумбийского университета.

Популярность этой скульптуры объясняется необычным сочетанием напряженного хорошо слаженного тела с погружением в глубокую задумчивость. Сразу чувствуется, что человек думает не просто напряженно, а о чем-то тревожном и очень важном. Его обуревают гамлетовские сомнения. Это не столько поиск истины, сколько поиск выхода из сложной ситуации. Неважно, какого масштаба его мысли — глобального или личного, сомнения и поиск выхода напрягают не только мозг, но и все тело.

У Родена мыслитель (фото) словно застыл в порыве решения очень важной проблемы. Особенно характерно необычное сочетание всего напряженного тела с расслабленно, даже безвольно опущенной на колено правой рукой. В таком положении заключены два значения: отчаянье от неразрешимости проблемы или облегчение от наконец-то найденного решения или открывшейся истины.

В статичном положении тела очень много динамики. Мыслитель глубоко погружен в интеллектуальные поиски, но его напряженное мускулистое тело в любой момент готово к решительному броску. Сидящий мужчина мыслитель не по складу характера или профессии. Он решает проблему, и это его позиция. Видимо, еще и по этой причине в скульптуре так много динамики.

Роден создавал свои скульптуры, тщательно изучая натуру. При этом его работа с натурщиком ограничивалась лишь общими пожеланиями. Он описывал, что именно нужно изобразить, а тот уже принимал ту позу, которая была бы для него естественной. Так же была создана и статуя Мыслитель. Позировал Родену знаменитый боксер Жан Бо, обладавшим, конечно, красивым мускулистым телом. Натурщик принял позу, при которой он мог пребывать в состоянии глубокой задумчивости. Так и получилось сочетание напряжения мысли с напряжением тела.

В этой скульптуре форма и содержание слились в одно целое. Человек, смотрящий на Мыслителя, видит погружение внутрь себя, сочетание напряжения души, тела и мысли. У зрителя совсем не возникает мысль о натурщике, он видит только полет творческой мысли художника.

Обращает на себя внимание поза Мыслителя. Думать, причем напряженно, можно в разных положениях тела. Однако Роденовский Мыслитель как бы стремится вернуться в позу зародыша, спрятаться в утробе матери от всех проблем мирового и личного характера, которые неминуемо обрушиваются на каждого человека.

Мнение эксперта Князева Виктория Гид по Парижу и Франции Задать вопрос эксперту В позе Мыслителя люди обдумывают проблемы, которые обычно давят на них всей мощью мироздания. По сравнению с этой мощью, человек мал и ничтожен, но его сила в мысли и действии, которые способны это мироздание изменить. Так что позу Мыслителя можно трактовать как силу, сжимающуюся в пружину. Созревшая мысль распрямит эту пружину.

Все эти трактовки не имеют ничего общего с возможным предназначением фигуры, включенной в композицию «Врата ада». Ведь у таких ворот должен сидеть кающийся грешник, ослабленный грузом грехов и страхом предстоящих наказаний. Однако получилось совсем другое. И не стоит гадать, что именно задумывал художник — его творение живет само по себе.

Вам может быть интересно:

Мыслитель Родена

Начало: http://www.stihi.ru/2018/09/11/7829
Гармоничный мыслитель Родена
Сжатой дланью свой лоб неизменно
Подпирал; вижу я,
Ныне руку жуя,
Стал он странным как зыбкая пена…
http://www.stihi.ru/2018/09/28/8546 — безтекстовая иллюстрация: рогатый Моисей, получающий скрижали от Господа Бога.
Дополнительно: http://www.stihi.ru/2018/09/16/9161
Примечание: на самом деле «Мыслитель» не только кулак в лоб упирал, но и позицию тела и внешний облик имел другие.

Вот характерная и интересная реплика с форума:
дамирыч
31.01.2018 — 09:43
15
Статус: Offline
Приколист
Регистрация: 4.06.12
Сообщений: 329
Вчера вечером пришёл домой, посадил жену перед собой(она ЯП не читает, от слова совсем). И говорю; «Альбинка, ты же в институте на дизайнера училась. Ну ка, вспомни, Огюст Роден, «Мыслитель». Вспомнила? А теперь сядь в позу скульптуры…»
Я охуел просто. Она один в один села так, как я помню. Одна нога полусогнута. Кулак подпирает ГОЛОВУ, локоть одной руки на колене другой ноги. Даже спину колесом изообразила
Дальше говорю» А фактура поверхности скульптуры была ровная, анатомически правильная, или в буграх каких-то?»
Она — «Нее, гладкая, правильная кожа. Плюс рельеф мышц прорисован достоверно»
Показываю фото с интернета, говорит «нет, это не «мыслитель»
Вот и думай тут.
Пиз.дец нам всем, граждане. Это к бабке не ходи.
Я не верю, что это к добру.
А вот неподрихтованная ещё аннотация к продаже:
Мыслитель (SMALL)
Изображение 1
Розничная цена:$ 1,068.00
Оптовая цена: $ 332,00 (Вы экономите $ 736,00 )
SKU: 204
Исполнитель: Огюст Родин
Перевозка: Этот предмет поставляется бесплатно!
Количество:
1
добавить в корзину
Описание
Размеры
Вам также может понравиться
Отзывы
Также просмотрен
Описание товара
Скульптура Мыслителя Огюста Родена — одна из самых известных произведений искусства за последние двести лет. Это самая знаменитая пьеса Родена. Это прекрасная копия мыслящего человека в его знаменитой сгорбленной позе с кулаком на лбу. Многие удивляются, если он созерцает или огорчает. Несмотря на это, вам нужна эта реплика, если вы восхищаетесь работой Родена.

Вся жизнь Огюста Родена это борьба за право жить и творить в своем стиле, разрушая каноны. Долгие годы он был непризнанным гением, вынужденным зарабатывать кусок хлеба, делая безвкусные декоративные статуэтки для богатых особняков. Его первая серьезная работа «Человек со сломанным носом» с треском провалилась, зато сейчас его скульптуры хранятся в лучших музеях мира.

«Мыслитель»

Это самая известная скульптура мастера. Здесь, как и в многих работах Родена, сказались его увлечение Данте и «Божественной комедией», а также традициями Микеланджело. Над «Мыслителем» Роден трудился два года – с 1880 по 1882-й. Оригинал скульптуры экспонируется в музее Родена в Париже. По первоначальному замыслу автора скульптура называлась «Поэт» и была частью композиции «Врата ада».

Роден создал свой собственный стиль.

Со временем замысел Родена усложнился, образ Данте сменился универсальным образом творца. Роден наделил своего героя физической мощью, однако исполнил его подчёркнуто аллегоричным, не имеющим реальных прототипов. Позировал Родену один из его любимых натурщиков, француз Жан Бо, с которого он делал многие свои скульптуры. Молодой человек занимался боксом, участвовал в боях в квартале красных фонарей в Париже. У него было идеальное тело и сильная мускулатура. Впервые «Мыслитель» был публично выставлен в 1888 году в Копенгагене. В 1902 году была отлита в бронзе увеличенная до 181 см скульптура, которую в 1904 году Роден выставил в парижском Салоне. В 1906 году бронзовый «Мыслитель» был установлен в Пантеоне. При этом Роден, выступавший на открытии, заявил, что «Мыслитель» является памятником французским рабочим. В 1922 году эту бронзу перенесли в музей Родена в Отель Бирон. Кстати, существует более 20 бронзовых и гипсовых копий статуи в разных городах, разбросанных по всему миру. В частности, бронзовая копия скульптуры установлена на могиле скульптора в Мёдоне, пригороде Парижа. Другие копии «Мыслителя» установлены у ворот филадельфийского музея Родена и у ворот Колумбийского университета.

«Бронзовый век»

В 1876 году Роден предпринимает путешествие в Италию, где посетил Геную, Флоренцию, Рим, Неаполь и Венецию. Он хотел познакомиться с искусством Возрождения, с великими скульпторами прошлого — Микеланджело и Донателло. Это путешествие заронило любовь к готической архитектуре, сохранявшуюся у Родена всю жизнь. По возвращении из Италии Роден около 18 месяцев работал над скульптурой, которая сейчас известна как «Бронзовый век». Для неё он использовал непрофессионального натурщика — бельгийского солдата, который произвёл впечатление на скульптора своей развитой мускулатурой.

Скульптору позировал бельгийский солдат.

Скульптура создавалась под явным влиянием «Умирающего раба» Микеланджело. Сначала это была гипсовая скульптура «Побеждённый» с копьём в левой руке, как памятник мужеству французских солдат. Но потом Роден изменил «смысл» своей работы таким образом, чтобы в ней увидели пробуждение, а не страдание человека. Он убрал копьё и дал скульптуре название «Бронзовый век» (среди других названий, которые рассматривал Роден, были «Пробуждение весны» и «Доисторический человек»). Однако мастерство Родена в изображении обнажённой натуры вызвало обвинения в том, что он выдал за скульптуру слепок с тела натурщика. Роден получил поддержку многих деятелей искусства и был оправдан. В 1880 году эта же скульптура, отлитая в бронзе, была выставлена в Салоне ещё раз.

«Граждане Кале»

Эту свою работу Роден посвятил известному эпизоду Столетней войны. В 1346 году Эдуард III подступил к ключевой французской крепости Кале, осада продолжалась почти год. Попытки французов прорвать блокаду провалились. Наконец, когда голод принудил горожан к началу переговоров о сдаче, английский король потребовал выдать ему шесть наиболее знатных граждан, намереваясь предать их казни. Первым вызвался отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей, Юсташ де Сен-Пьер. Его примеру последовали и другие. Но королева Филиппа исполнилась жалостью к этим исхудавшим людям, и во имя своего не рождённого ребёнка вымолила перед супругом для них прощение.

Скульптура вызвала всеобщее восхищение.

Идея увековечить память выдающихся земляков обсуждалась в Кале давно. За работу взялся Роден. Над группой из шести фигур он трудился с 1884 по 1888 годы. Заказчики посчитали работу спорной, они ожидали скульптуру в виде одной фигуры, символизировавшей Юсташа де Сен-Пьера. До Родена памятники с постамента господствовали над зрителями. Роден же настоял на отказе от постамента, дабы фигуры находились на одном уровне со зрителями (хотя они выполнены несколько больше человеческого роста). Однако в 1889 году его встретили всеобщим восхищением. Причем городские власти все же установили постамент, волю скульптора, чтобы фигуры были примерно одного роста с людьми, исполнили только после его смерти.

«Поцелуй»

Эта мраморная скульптура, созданная и представленная в 1889 году на Всемирной выставке в Париже. Так же как и «Мыслитель» изображённая обнимающаяся пара должна была стать частью рельефной группы, украшающей «Врата Ада». Позднее ее оттуда убрали и заменили другой парой любовников. Роден называл ее «Франческа да Римини», в честь изображённой на ней знатной итальянской дамы 13-го века. Она полюбила младшего брата своего мужа Джованни Малатеста, Паоло.

Скульптура рассказывает о несчастной любви знатной дамы.

За чтением истории Ланселота и Гвиневры их обнаружил и убил супруг. На скульптуре можно видеть, как Паоло держит в руке книгу. Любовники на самом деле не касаются друг друга губами, как бы намекая на то, что они были убиты, не совершив греха. Переименование скульптуры в более отвлечённое – Поцелуй, сделали критики, увидевшие её в 1887 году. При этом в своих женских персонажах Роден отдаёт дань уважения женщинам, они у него не просто находятся во власти мужчин, но и равноправные партнёры в охватившей обоих страсти. Очевидный эротизм скульптуры вызвал множество дискуссий. Бронзовая копия Поцелуя (74 см высотой) была послана на Всемирную выставку 1893 года в Чикаго. Копию сочли неприемлемой для всеобщего обозрения и переместили в отдельную маленькую комнату, с доступом по личному заявлению.

В 1888 французское правительство заказало Родену первый полномасштабный мраморный вариант «Поцелуя» для Всемирной выставки, но выставлена на публичное обозрение она была лишь в 1898 году на Парижском салоне. Скульптура снискала такую популярность, что компания Барбединни предложила Родену контракт на ограниченное количество уменьшенных бронзовых копий. В 1900 году статуя переехала в Музей в Люксембургском саду, а в 1918 году была размещена в Музее Родена, где пребывает и поныне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *