Меняется ли голос с возрастом?

Возрастные изменения голоса (пресбифония)

Пресбифония — термин, использующийся для обозначения физиологических возрастных изменений голоса, характерных для пожилого и старческого возраста. По голосу можно с легкостью оценить возраст человека. Считается, что у пожилых людей диапазон голоса относительно узкий, голос отличается грубым тембром, нестабилен по силе. Меняется и высота голоса. По мнению многих авторов, у пожилых женщин голоса более низкие, у пожилых мужчин, наоборот, более высокие, чем у лиц молодого возраста. Степень выраженности возрастных изменений голоса зависит от состояния организма, образа жизни, конституциональной и расовой принадлежности, наследственных, социальных и экологических факторов.
Однако важно помнить, что с уверенностью поставить диагноз «пресбифония», можно менее чем в 10% случаев, так как с возрастом многие приобретают различные заболевания гортани, проявляющиеся расстройством тембра голоса: ларингиты, нодозные (узловые) образования голосовых складок, рак гортани, парезы и параличи голосовых складок и прочие. Хриплый, с придыханием, «голос старика» (пресбифония) очень часто воспринимается врачами и пациентами как возрастная норма. Но нарушения голоса часто сочетаются с нарушениями глотания, что приводит к ухудшению качества жизни и может проявляться депрессивными состояниями и социальными нарушениями.
С возрастом организм человека подвергается многим изменениям. К ним, в частности, относятся снижение плотности костной ткани, ослабление мышечного аппарата, потеря гибкости суставов и эластичности тканей. Голосовой аппарат также не застрахован от этих изменений. Уменьшается жизненная емкость легких, эластичность скелета грудной клетки, ослабевают мышцы шеи и гортани. В результате снижается сила голоса, укорачивается фонационный выдох. Меняется и лицевой скелет: мышечный аппарат становится слабым, что приводит к снижению артикуляции и появлению адиадохокинеза при произношении повторяющихся слогов.
Возрастные изменения скелета гортани при старении получили название «presbylarynx». Для этого состояния характерна не только атрофия мышечного аппарата органа. Происходит постепенная кальцификация и оссификация хрящей гортани, снижается их подвижность, особенно черпаловидных хрящей. Гортань смещается книзу. Наблюдается дезорганизация коллагеновых волокон, что приводит к увеличению плотности голосовых складок и формированию более высокого тона голоса у мужчин. У женщин, наоборот, происходят атрофия голосовых складок и снижение частоты основного тона. Кроме того, в гортани нарушается слизеобразование, что обусловлено атрофическими процессами в железистых структурах слизистой оболочки. Дегенеративные изменения в собственной пластинке слизистой оболочки гортани приводят к замедлению вибраторных колебаний голосовых складок во время фонации. В конечном итоге эти процессы ведут к неполному смыканию голосовых складок при фонировании звуков.
Пациенты с пресбифонией часто описывают свой голос как хриплый. Субъективно отмечается появление добавочных призвуков в голосе, изменение тональности, придыхание, замедление темпа речи, дрожание голоса. Голос становится более «тонким», грубым, блеющим. При непрямой ларингоскопии голосовые складки выглядят атрофичными, часто имеют желтоватый цвет. Свободный край голосовых складок неровный. Голосовая щель при фонации, как правило, замыкается не полностью, приобретая форму веретена в средней трети голосовых складок. Стробоскопически, как правило, отмечается снижение амплитуды колебаний голосовых складок, хотя вибраторные движения часто симметричные и лишь в ряде случаев наблюдается их неравномерность.

Результаты акустического анализа голоса у лиц с пресбифонией (В.В. Шиленкова и соавт., 2013) выявляют изменения практически всех акустических параметров голоса, однако в большей степени они касаются пертурбации основного тона (Jitter, в %) и индекса выраженности дисфонии (Dysphonia Severity Index, DSI), частотного и динамического диапазонов и выражены значительнее у женщин, чем у мужчин. У женщин старше 60 лет наблюдается существенное нарастание нестабильности основного тона по частоте, смещение частоты основного тона в сторону низких частот, значительное сужение частотного и динамического диапазона, ослабление силы голоса, а также смещение DSI в сторону отрицательных значений. Для мужчин характерным является лишь выраженное сужение частотного диапазона и снижение DSI. Динамический диапазон практически не меняется, говорить тихим голосом становится гораздо проще. В пожилом и старческом возрасте у лиц обоего пола отмечается понижение тональности голоса, однако у женщин эти изменения более существенны.
Профилактика возрастных нарушений сенсорных систем и голоса основывается на принципах профилактики старения в целом: соблюдение правильного образа жизни, поддержание двигательной активности, рациональное питание, отказ от вредных привычек, защита от воздействия различного рода шумов, правильный режим труда и отдыха, профилактика и своевременное лечение церебрального атеросклероза, остеодистрофических изменений шейного отдела позвоночника, сахарного диабета и других хронических заболеваний. Пациентам пожилого и старческого возраста с первыми признаками возрастных нарушений рекомендуют не менее раза в год проводить курсовое комплексное лечение: физиотерапия, бальнеотерапия, лечебная физкультура и фармакотерапия, включающая в себя ноотропные препараты, стимуляторы процессов тканевого обмена и витамины, предпочтительнее — витаминно-минеральные комплексы, в состав которых входят витамины A, группы В, цинк.

У девочек в период мутации основной характер голоса резко не изменяется; увеличивается его сила, ярче делается тембр и больше объем. Если основной характер голоса у мальчиков по сравнению с голосами девочек меняется более резко, то в деталях признаки постепенного формирования взрослого голоса и у тех и у других очень сходны: появляется сипота, вялость, неблагозвучность, скрипучесть. Девочки часто временно утрачивают голос во время формирования, у них появляется беззвучие, Такое состояние иногда тянется несколько лет. Иногда голос сгущается, делается глубже. Наблюдается детонирование, невозможность (и у мальчиков, и у девочек) петь в строе. Чаще они понижают, реже повышают. Делается короче диапазон, и голос снижается на несколько звуков; у мальчиков он понижается на октаву, у девочек наблюдается небольшое, от ½ тона до двух тонов, и с концом формирования снова диапазон расширяется и вверх и вниз.

Начало интенсивного развития голосового аппарата у девочек, в среднем, начинается с 13 лет.

Период роста голосового аппарата продолжается и после формирования организма. Есть указания на то, что мужскую гортань можно сравнить с женской только к 30 годам, потому что после отрочества она продолжает еще понемногу, а иногда и резко увеличиваться.

В средней (как и во всякой другой) полосе может быть преждевременная мутация (как у девочек, так и у мальчиков), а также сильно запаздывающая. Есть данные, что в 10-11 лет может наступить мутация без симптомов половой зрелости, и, наоборот, в 14-15 лет может не быть мутации, а симптомы половой зрелости есть. Указаны случаи отклонений («извращенной» мутации) у девочек, когда гортань в этот период достигает размеров мужской, голос делается грубым по тембру, а по диапазону соответствует скорее мужскому. Е.М. Малинина указывает еще на одно отклонение, которое она называет «искусственное пение альтом». Такое искусственное (сниженное) звучание и у мальчиков, и девочек бывает от преждевременного включения в работу всей толщи вокальной мышцы.

Н. Д. Орлова подчеркивает, «что неправильное пение в детском возрасте (и в период мутации особенно) вредно сказывается на голосе в юношеском возрасте, когда молодежь не умеет использовать свой природный голос, насилует его». В результате получается срыв. Новая гортань не сразу дает новое голосообразование, потому что рост резонаторов идет медленнее. Наступает новая фаза в развитии голоса и новое координирование голосовых и мышечных сил. Обращается внимание на возможные перемены в голосе юношей и девушек, когда голос может перейти в более низкий. По наблюдениям В.А. Багадурова есть случаи, когда у девушек в 20 лет голос еще не установился или между 20-25 годами появляются симптомы, очень сходные с мутационными. При этом случается, что легкие сопрано переходят в драматические или даже в меццо-сопрано.

Как уже отмечалось выше, в среднем, сформировавшаяся женская гортань меньше мужской на 1/3, т.е. в полтора-два раза. В период полового созревания активизируется рост всех ее признаков у обоих полов.

У лиц мужского пола с максимальной скоростью растут: щитоподъязычная мембрана, коническая связка, голосовые связки, стенка гортани в высоту со стороны ее полости и снаружи.

У лиц женского пола с наивысшей скоростью растут: щитовидный, перстневидный и черпаловидные хрящи.

Неравномерность скорости роста отдельных признаков одного и того же органа или его части приводит к временным возрастным изменениям его внешней формы.

Наряду с изменениями отдельных частей гортани, она меняется и по своей структуре.

Под влиянием внешней и внутренней среды часто развитие гортани идет неравномерно. Наблюдалось, что чем больше функционирует гортань, тем сильнее, интенсивнее идет окостенение, а вследствие этого у некоторых учащихся (мальчиков и девочек) имеет место быстрая утомляемость голоса, вялость нервномышечного аппарата, ослабление голосовой функции.

У подростков-девочек замечен сильный рост языка. Е.М. Малинина, например, замечает, что в период мутации язык делается чрезмерно активен и тянет назад (интенсивный его рост, в особенности, бывает у девочек). Утрачивается в пении ровность, напевность, исчезает звонкость. Чрезмерно опускается гортань, а язык утрачивает способность легко продвигаться вперед. Может возникнуть ложно-альтовое звучание. (Е.М. Малинина, сб. Воспитание и охрана детского голоса стр.42)

В.А. Багадуров в своих наблюдениях также останавливается на явлении, когда язык у подростков начинает тянуться назад, вследствие роста подъязычного мускула и всего языка.

У девочек состояние голосового аппарата в период полового созревания имеет признаки, характеризующие наступление мутации. Но период роста гортани у девочек короче, чем у мальчиков, и протекает он с меньшей интенсивностью, из-за чего некоторых явлений мутации можно и не заметить, но это не значит, что их нет, или их можно игнорировать при обучении девочек пению».

Изменения, происходящие в голосовом аппарате в период рост, и их характерные признаки сходны у обоих полов: слизь, покраснение связок и всей гортани, ее рост, рост языка (главным образом у девочек); в голосе – детонирование, беззвучие, неустойчивость, ощущение неловкости, утомление.

Специфические особенности развития девочек

Нельзя не обратить внимание на специфическое для женского организма явление – менструации.

Следует заметить, что появление менструаций совпадает часто с началом мутации голоса, но далеко не всегда.

Этим явлением вызываются изменения во всей жизнедеятельности организма.

Признаки, характеризующие этот период:

— температура тела и теплоотдача в менструальный период несколько понижается;

— пульс становится более редким,

— кровяное давление понижается;

— дыхание замедляется,

-жизненная емкость легких уменьшается,

— кожная чувствительность понижается,

— вес тела падает;

— усиленно задерживаются в организме белки, фосфор и хлориды.

Во время кровотечения (3 – 6 дней) эти явления особенно резко выражены. Количество красных телец уменьшается, а количество белых повышается; вследствие этого понижаются процессы окисления.

В связи с наступлением менструации у некоторых девочек имеют место боли в паху, головные боли, тошнота; ухудшается самочувствие, понижается активность. Описанные явления имеют прямое отношение к голосу учащихся девочек, и учитель пения должен обратить на них серьезное внимание.

Период, предшествующий появлению первой менструации, и дальнейшее развитие подростка осложняется тем, что интенсивный рост, часто весьма неравномерный, идет во всем организме девочки. Процессы развития, связанные между собой, взаимно влияют друг на друга и обостряют общее состояние девочки-подростка. В юношеском возрасте все процессы, хотя и продолжают развиваться, но между ними наступает уже равновесие, поэтому менструальный период переносится легче и наступление его происходит регулярнее.

Явление менструации сопутствует девушке во всей ее последующей жизни и крайне важно показать, как меняется состояние голосового аппарата, какие формы этого состояния могут быть, и на что надо обратить внимание, чтобы соблюдать в пении правильный режим.

Специфические изменения, наблюдаемые в голосовом аппарате в менструальный период, исчезают после окончания менструации, тогда как изменения, о которых речь шла выше, касались роста голосового аппарата, роста гортани и ее частей, постепенного ее формирования, сопровождающегося некоторым покраснением, набуханием, наличием слизи и прочих признаков мутации.

Если самый рост гортани и ее частей у девочек совершается не резко и изменения в состоянии гортани обычно мало заметны для глаза, то при менструации резко усиливается раздражение слизистой, расширяются сосуды.

Наблюдения показали, что все фазы (предменструальные дни, во время и после менструации) довольно значительно отражаются как на общем состоянии женщины, так и на слизистой носа, глотки и гортани.

Очень часто подростки заявляют, что в менструальный период им петь легче и продолжают это делать; но вскоре голоса их делаются хриплыми.

Итак, кроме незначительных мутационных изменений в голосе девочек вследствие роста гортани, у них существуют свои особенности развития, влияющие на состояние голосового аппарата и голоса.

Отсюда совершенно очевидно, что голосовой аппарат девочек, даже если в нем нет никаких ясно видимых (как говорят, «существенных») мутационных изменений, не может правильно функционировать в известный период, потому что ослабевают нервные и физические силы организма, голосовые связки теряют свою упругость и эластичность, и при этом нарушаются дыхательные функции (выдох), т.е. исчезают условия, нужные для правильного смыкания голосовых связок, а значит и для звукообразования.

В пении нельзя злоупотреблять силой выдоха; чрезмерный напор на хрупкую гортань непременно нарушит ее деятельность. Это может произойти от большого количества воздуха, взятого при вдохе; с ним трудно справиться, он перегружает, слишком увеличивает подсвязочное давление у поющего (от сюда форсировка голоса). Регулируя напор выдоха, требуя от учащихся уменьшения его чрезмерной силы, мы тем самым создаем условия для укрепления мышечной системы гортани, для развития высокой эластичности голосовых связок. В особенности на это важно обратить внимание в период роста, когда гортань требует меньшей нагрузки.

Самая сложная функция гортани – голосообразовательная – взаимосвязано и обусловлено деятельностью дыхательного аппарата в целом и нарушение его деятельности, безусловно, указывает также на нарушение голосообразовательной функции гортани. Если игнорировать возрастные особенности девочек подростков и продолжать всегда заниматься с ними с большой интенсивностью и продолжительное время – неизбежно утомление нервной системы и перенапряжение мышц голосового аппарата. Это влечет за собой систематическое раздражение голосовых органов, тем более, что в эти периоды (менструации) к ним приливает кровь и связки не полностью смыкаются. Часто в результате злоупотребления пением в этот период появляется хрипота и невозможность даже чисто говорить. Нередки кровоизлияния в связки, невозможность долгое время петь, а иногда и полная потеря голоса.

Объективные показатели произведенного пнеймокимографического исследования, подкрепленные данными педагогических наблюдений, дают ясную картину изменений в дыхательных движениях, происходящих у девочек в период интенсивного роста. Измерения имеют определенную закономерность. У девочек в период формирования, перед появлением менструации (главным образом перед первой, в предмутационный период), в силу происходящих в женском организме специфических перестроек, дыхательные движения дезорганизуются и слабеет их активность. Движения выравниваются после окончания менструации, когда, очевидно, наступает равновесие жизненных сил.

Весьма значительные изменения в дыхательных движениях соответствуют характерным изменениям в состоянии голосового аппарата, т.е. между ними существует взаимозависимость и, таким образом, они не могут не влиять на голос девочек в этот период роста. Ведь при общем ослаблении нервных и физических сил организма, при ослаблении смыкательной способности голосовых связок и нарушении нормальных дыхательных функций, когда появляется напрасная утечка воздуха, нарушается и голосообразовательная функция гортани, т.к. нарушаются условия и связи, при которых возможно правильное звукообразование. При таком нарушении голос теряет яркость, чистоту, силу, диапазон, он не может быть выразительным; наконец, часто исчезает вообще возможность петь. Отсюда, при злоупотреблении в этот период пением, голос не может нормально развиваться.

Нормальное вокальное развитие учащихся, в период их формирования и дальше, зависят от правильного обучения, правильно выработанных норм нагрузки в детские годы.

Вопрос возможности для девочек занятий пением во время мутации должен разрешаться индивидуально, в зависимости от индивидуальных отклонений, от характера мутации, принимая во внимание весь комплекс происходящих в организме девочек изменений, которые могут обнаружиться уже в 11 — 12 лет.

Предмутационный и следующий за ним период формирования пола очень ответственен в обучении. Во время острых явлений мутации занятия надо прекращать.

Нельзя забывать о том, что интенсивный рост имеет не одну фазу; появившиеся в 12 – 13 лет изменения, отразившиеся так или иначе на голосе, могут повториться в 15 – 16 лет (или впервые обнаружиться).

Во время спокойного протекания мутации занятия не только возможны, они вполне целесообразны и желательны, т.к. способствуют укреплению всего организма, быстрому и более равномерному прохождению мутации.

Все это можно осуществить, соблюдая большую осторожность при обучении.

Возрастные изменения голоса и как с ними бороться

03 октября 2012 года

Старение – неизбежный процесс. С возрастом мы теряем былую силу, быстрее устаем, проблемы со здоровьем возникают все чаще. Вместе с нами «стареют» и наши голосовые связки – голос становиться дрожащим, речь – неразборчивой. Представляем несколько простых советов, которые помогут продлить молодость вашим голосовым связкам.

Можно ли избежать появляющегося с возрастом характерного дрожания в голосе? До определенной степени, да.

Детальное и продолжительное исследование аудиозаписей выступлений Гордона Хинкли (Gordon B. Hinkley), руководителя Церкви Мормонов позволило пронаблюдать за изменениями в его голосе, произошедшими за 50 лет. Отмечено, что с возрастом голос проповедника становился выше, а речь – менее разборчивой. Подобные изменения считаются нормой для мужчин пожилого возраста. У женщин, наоборот, с возрастом тембр голос становиться значительно ниже, чем в более молодом возрасте.

Возрастные изменения голоса предотвратить практически невозможно. Но, по данным исследователей Американской академии отоларингологии (American Academy of Otolaryngology), можно «продлить молодость» голосовых связок, чтобы голос оставался молодым как можно дольше. Для достижения цели достаточно выполнение простых рекомендаций:

  • Заботьтесь о своем здоровье – это придаст сил и вашему голосу;
  • Чтение вслух по 10-15 минут ежедневно, а лучше несколько раз в день – отличная тренировка для голосовых связок, которая и не даст им атрофироваться.
  • Даже если природа и не наделила вас певческим талантом, пойте хотя бы раз в день по несколько минут.

Даже профессиональным артистам с возрастом становится сложнее владеть своим голосом, но, благодаря специальным упражнениям, голос сохраняет свою силу и красоту до глубокой старости.

Результаты исследования были опубликованы в журнале Journal of the American Geriatric Society.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *