Игры для продленки

Методы и приёмы работы с детьми в ГПД (1 класс)

Уроки в начальной школе заканчиваются достаточно рано, и такие проблемы, как забрать ребенка, отвести домой и помочь выполнить домашнее задание, становятся порой неразрешимой задачей для родителей. Возникает потребность в школе полного дня.

Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня.

ГПД призвана обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности учащихся, способствовать укреплению их здоровья, обеспечивать высокий уровень работоспособности, хорошее физическое и нравственно-эстетическое самочувствие детей. Воспитательное пространство продленного дня – безграничное пространство. Поле деятельности здесь не имеет границ, четко очерченных рамок. Творческий подход грамотного педагога позволяет создать во второй половине дня такие условия, чтобы дети младшего школьного возраста получили возможность выразить себя, познать окружающий мир и получили опыт позитивного общения.

Главная задача педагога – это создание атмосферы взаимопонимания, взаимовыручки, уважения и любви, что является основой комфорта, уюта, спокойствия, самореализации личности каждого ребенка. Поэтому стараюсь изобретать в процессе повседневной профессиональной деятельности, что-то новое, комбинировать и видоизменять, адаптировать известное к возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребенка.

Расскажу о том, как организую работу в группе 1 класса по режимным моментам.

Дети — неспокойные создания. А когда они приходят в группу после уроков, становятся особенно шумными. Как успокоить детей? Очень действенным оказался рассказ Е. Ильиной «Шум и Шумок». Теперь, как только Шумок приходит к нам в класс, прогоняем его и слушаем тишину.

Детского коллектива в начале учебного года в классе ещё нет, и отношения между детьми носят поверхностный характер. Поэтому я ищу объединяющие детей, доступные им виды совместной деятельности.

ГПД это активная коммуникативная среда, в которой проходит общение на разных уровнях. Дети осваивают общение деловое, светское, игровое, учатся общаться со сверстниками и воспитателем.

Координирую процесс общения между детьми, учу их корректно общаться в любой ситуации, объясняю и рассказываю о том, какие формы общения существуют. Также в какой-то мере реализую потребность детей в общении со взрослыми, ведь не секрет, что многие родители не всегда находят время на общение с детьми.

Для изучения коммуникативных умений первоклассников применяю следующую методику.

Использую силуэтные изображения рукавичек или других несложных предметов, составляющих пару, 2 набора по 6 цветных карандашей.

1. Двум детям даю по одному изображению рукавички и прошу украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.

2. Детям предлагаю сделать то же, но даю один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться.

Важно, чтобы дети выполняли задание самостоятельно.

Анализирую, как протекало взаимодействие детей:

1) умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т.д.;

2) как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

3) как относятся к результату деятельности, своему и партнера;

4) осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается;

5) умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами).

В работе группы часто использую ролики с детского канала Бибигон «Уроки хороших манер».

Считаю своей задачей помочь ребенку в овладении культурой поведения. Ведь культура поведения во многих случаях тесно связана и с нормами нравственности. Так, в основе многих конкретных правил вежливости, внимательности, такта лежат моральные принципы общества — гуманизм, коллективизм, дружба, ответственность за свои поступки.

В группе продленного дня как нигде отражается воспитанность наших учеников.

Ежедневно назначаю дежурных по классу. Это формирует в детях ответственность, а также развивает организационные способности и трудовые навыки.

Нередко сама становлюсь в позицию дежурного по группе, привлекая к себе в помощь поочерёдно всех воспитанников, чтобы постепенно обучить их самым элементарным способам делового сотрудничества.

Дети учатся вместе выполнять все необходимые обязанности, поручения воспитателя. Выполнять и понимать, зачем они всё это делают.

Даю детям исключительно временные поручения (всего на один день). Участие в дежурстве дети стали воспринимать как высшую меру поощрения и доверия со стороны педагога, и сам факт начала дежурства стал для них значимым.

В ГПД дети каждый день ходят на прогулку, где организованно играют в игры, развивающие смекалку, координацию движений, силу и ловкость. Такая прогулка даёт детям возможность сбросить накопившуюся энергию и усталость. Игры мы разучиваем спокойные и подвижные.

Проведение прогулки требует такой же продуманности и подготовки, как и все другие виды деятельности. Ёе нужно сделать содержательной и интересной. А это требует разнообразия в проведении прогулки, учета физической нагрузки, рационального чередования занятий.

На протяжении ряда лет я провожу экскурсии и большие прогулки.

— природоведческие прогулка в школьный сад, экскурсии в парк («В садах опять колдует листопад», «По следам пернатых», «Как прекрасен этот мир», «Зимняя сказка»);

— обществоведческие экскурсии в организации района ( «Село, в котором я живу»);

— прогулки-практикумы («Красный, желтый, зеленый», «Правила поведения в природе»);

— творческие прогулки («Осенний сон», «Есть в осени первоначальной», «Удивительное — рядом»; «День снеговика»).

Второе полугодие первого класса, это время, когда мы начинаем приучать детей самостоятельно выполнять учебные задания. Подготовка домашнее задания – это особая деятельность учащихся во внеурочное время. Школьник продолжает то, что он делал с другими учениками в классе, и в то же время приобретает знания и навыки, которые нужны для дальнейшего обучения под руководством учителя. Без этого знания, учебный процесс не может продолжаться. Домашнее задание – это не только важная форма обучения, она является его органической неотъемлемой частью и представляет собой индивидуальную форму учебных занятий под руководством воспитателя.

Первым структурным элементом самоподготовки является организационный момент, во время которого, организуя детей на учебную деятельность, предлагаю подготовить рабочее место – проверить наличие учебных принадлежностей, их расположение на столе. В это время подготавливаю доску: расписываю домашнее задания, вешаю «Экран соревнования» в виде «самолётиков» и смайлики воспитанников группы для размещения по итогам самоподготовки на этих «самолётиках».

Дети довольно быстро включаются в работу, так как знают, что рациональное использование времени, отведённого на самоподготовку, позволит выполнить все задания в срок. Развитию особой заинтересованности у детей способствует использование мною элемента соревнования при проведении самоподготовки, особенно в её заключительной части.

Необходимо максимально сконцентрировать внимание детей, включить их в деятельность. Осуществление этой задачи достигается применением элемента соревнования: «Кто сегодня первым «полетит» на самолёте красного, «золотого» цвета?». На доске уже висят смайлики. Ребята знают, что правильно выполненное домашнее задание позволит им «полетать» на самолётиках «красного» или «золотого» цвета. Для этого им нужно поместить в кармашек самолётика свой смайлик.

Использование элемента соревнования помогает детям активней включиться в деятельность. При этом дети не просто выполняют учебное задание, а стараются сделать его аккуратно, без ошибок и исправлений.

Следующий этап самоподготовки – подготовка к самостоятельной работе

Вместе с детьми читаем содержание заданий, выбираем более рациональную последовательность их выполнения, обращаемся к памяткам (“Как решать задачу”, “Как выполнять домашнее задание по русскому языку” и др.).

Подготовка к самостоятельной работе проводится дифференцированно. Подробный инструктаж необходим, т.к. дети только приучаются работать самостоятельно.

Самостоятельная работа – самый трудный для детей этап самоподготовки, во время которого ребята самостоятельно должны выполнить домашнее задание. На этом этапе формируются навыки самостоятельного умственного труда. Во время самостоятельной работы стараюсь держать в поле зрения каждого ученика, чтобы вовремя заметить трудности, так как ребёнок не всегда сам просит помощи воспитателя.

Более слабых учеников, которые ещё не умеют работать самостоятельно, контролирую больше. Подхожу дифференцированно, оказывая дозируемую поэтапную помощь. Предлагаю повторить правило, прочитать задание и подумать, как применить правило к конкретному заданию, просмотреть классную работу с аналогичным заданием.

Очень важным моментом на самоподготовке является проведение пауз для отдыха детей. Момент проведения физкультминутки или динамической паузы определяю сама по состоянию детей. Чаще всего использую музыкальные танцевальные минутки. Сигналом к выполнению физкультминутки служит рисунок с изображенными танцующими человечками или моё словесное приглашение.

Следующий этап самоподготовки – проверка работы.

Очень полезно установить в группе такой порядок: выполнил задание, внимательно проверь его сам и только после этого сдай тетрадь воспитателю.

Отмечаю внимательность, старательность, самостоятельность детей. Даже, если у ребёнка были ошибки, стараюсь поддержать его стремление к деятельности. Кроме того, дети сами оценивают результаты своей работы.

Здесь использую приём «Полёт на самолёте».

Выполнив домашнее задание, ребёнок помещает свой смайлик на самолётик нужного цвета. Цвет самолёта зависит от качества выполненной работы.

Моя задача – построить работу так, чтобы все ребята подошли к итогу самоподготовки с хорошим настроением, положительными эмоциями. Это залог успешной работы детей в дальнейшем.

У детей разный темп выполнения заданий. Ребят, быстро справляющихся с работой, не загружаю дополнительными заданиями. Предлагаю им выбрать занятие по своему вкусу: рисование, настольные игры.

Заключительным этапом самостоятельной работы учащихся является подведение итогов. Анализируя «полёт» детей на «самолётиках», проводим краткое обсуждение того, как каждый поработал на самоподготовке. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей, свою активность, эффективность работы.

Чтение художественной литературы. Ежедневно читаю детям книги. Выбираю их в соответствии возрасту и интересам воспитанников. Приучаю детей читать самостоятельно.

Чтение – бесспорно, одно из самых важных умений, которое способствует разностороннему развитию ребенка. Однако далеко не все дети охотно берут книгу в руки. Чтобы приохотить детей к чтению, провожу акцию «Книжный червь» (1й класс, 2е полугодие, командное чтение). Весь класс делится на команды синего, желтого, зеленого, красного червячка по жребию. На стенах крепятся головы разноцветных червячков. Каждый ребенок за 10 мин. чтения получает кружок определенного цвета, подписывает его своим именем и прикрепляет к голове своего червячка. По мере того как дети читают книги, червячки растут. Акция проходит в виде соревнования между командами. Его ходом увлеклись не только дети, но и их родители: они подсчитывают кружочки своих детей, их команды, команд соперников, «болеют» и побуждают больше читать. Результаты акции будут подведены в конце полугодия.

Ежедневно провожу клубные часы. Содержание их продумываю так, чтобы они носили познавательный, развивающий характер, расширяли кругозор детей. При этом темы планирую самые разные.

Применяю следующие формы работы с группой:

беседы, наблюдения, чтение и обсуждение, конкурсы, тематические викторины, оформление выставок, встречи с интересными людьми, мастерские, КТД, игры и т.д.

Праздник – особая форма воспитательной работы, включающая различные виды деятельности детей.

Мои воспитанники с большим желанием готовятся к праздникам: придумывают костюмы, танцуют, поют, читают стихи, любят сюрпризы, неожиданности, своеобразные призы.

Очень важно, чтобы каждый ребенок смог проявить свои таланты, способности, увлечения. Необходимо, чтобы ребенок смог почувствовать свою значимость.

Считаю необходимым каждого ребенка оценить, поощрить — ведь похвала очень важна для детей.

Моя задача состоит в том, чтобы не только занять ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые были бы интенсивны и полезны школьнику, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния также необходима. Она даёт воспитателю возможность сделать вывод и наметить стратегию дальнейшей работы.

Использую приём » Солнышко и тучка». В кармашках на доске тучки и солнышки. Предлагаю ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.

Так организую работу с детьми. Стараюсь сделать каждый день интересным и запоминающимся.

Труд воспитателя группы продленного дня порой незаметен для окружающих, не столь престижен, как, труд учителя. Но каждый из педагогов, работающий в группе продленного дня знает, что ежедневно вкладывает душу в детей, дарит им свое тепло и внимание.

Развивающее занятие в группе продленного дня 1-х классов

Тип урока: адаптивный.

Форма работы: фронтальная.

Методы: наглядно-практические.

Триединая цель урока:

Обучающий аспект Развивающий аспект Воспитывающий аспект
Знакомство с животным миром. Счёт до 10. Развивать логическое мышление, совершенствовать воображение, мелкую моторику рук. Воспитывать трудолюбие, любовь к живой природе.
Согласные и гласные.

Материалы: листы бумаги в клетку, мел.

Инструменты: ручка, фломастеры, ножницы, счётные палочки (спички).

Зрительный ряд: слаиды с изображением животных, карточки.

Ход занятия

1. Оргмомент. “Мозговая гимнастика” /по О.Холодовой/

Качания головой (это упражнение стимулирует мыслительную деятельность, облегчает приобретение навыков чтения): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мее расслабления шеи. Выполнять 30сек.

“Ленивые восьмерки” (это упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости “восьмерки” по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

“Шапка для размышления” (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): “наденьте шапку”, то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

2. Разминка.

Какие животные могут это делать?

Как гогочет гусь? (га-га-га) Как кукует кукушка? (ку-ку, ку-ку), Как мычит корова? (му).

Жилище лисицы, суслика, барсука. (нора)

Красивая водоплавающая птица на “ч”. (чайка)

Что больше всего на свете любит медведь? (мёд)

3. Совершенствование воображения.

Задание 1.

Я вам буду медленно читать слова, а вы очень быстро и схематично зарисовывайте каждое слово на листочках. Времени вам даётся немного. Например:

Начали! Хлеб, кровать, звезда, облако, машина, труба, слон, дом, кошка, луна.

А теперь смотрите на рисунки и отвечайте на вопросы.

Какое было второе слово? (кровать)

Какое было седьмое слово? (слон)

Какое было четвёртое слово? (облако)

Какое было девятое слово? (кошка)

Задание 2.

Найдите на рисунке спрятавшихся зверей и обведите их карандашом. /даётся 1 минута/ (Приложение)

Задание 3.

Анаграммы — загадки с перестановкой букв в слове для образования другого слова.

Логарифмы — загадка, в которой задуманное слово получает различное значение от выбрасывания или прибавления буквы.

Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои –
И целый лес ты мною свалишь.

(Липа – пила.)

Я – дерево в родной стране,
Найдешь в лесах меня ты всюду,
Но слоги переставь во мне –
И воду подавать я буду.

(Сосна – насос.)

Вдоль по проволоке мчусь
Ночи я и дни,
А с конца меня прочтут –
Тигру я сродни.

(Ток – кот.)

Мы резким голосом кричим
И ковыляем так комично,
Но вставь на “л” — и зазвучим
Тогда довольно мелодично.

(Гуси – Гусли.)

Задание 4.

Поглядите, поглядите:

Пять соседок в алфавите –

Буквы Г, Д , Е , Ё , Ж –

Всё горюют о еже.

Вечно думают:

“ГДЕ ЁЖ?”

Не утешишь,

Не уймёшь..

БУКВА – “КОЛЮЧКА”

На букву “Ё” ты назовешь

Три слова:

ЁЛКА,

ЁЖ

И ЁРШ.

И всё ужасно колко –
И ёж, и ёрш, и ёлка…

Работа с палочками (спичками).

Составьте из палочек ёлку, ежа и ерша.

Задание 5

Отгадай зверей-чемпионов.

Олимпиада зверей.

Внимание! Внимание!
Даётся общий старт!
По бегу состязание.
Кто впереди?… . (Гепард)

Помчались все как на пожар:
Прыжки через барьеры!
Ни барс не смог , ни ягуар
Выиграть у… . (пантеры)

А вот в поднятии бревна
Сильнее не было … . (Слона)

“Отвлекалка”

Что означает выражение “помчались все как на пожар”?

Играют звери в баскетбол:
Корова , лошадь, бык, осёл.
Но мячик ловко отобрав,
Всех обыграл один… . (Жираф)

Ещё соревнование:
Прицельное метание
Кокоса и банана.
Кто лучший?… .(Обезьяна)

Идёт борьба среди зверей,
Но без клыков и без когтей.
Всех по порядку одолеть
Смог одолеть всех косолапый наш … .(медведь)

Прыжки в длину. Вам не совру:
Всех дальше прыгнул … .(кенгуру)

Заплыв дельфинов и акул –
Сиг вместе с ними сиганул.
Теперь о чемпионе речь:
Все поздравляют рыбу-… . (меч)

Задание 6

Перечисли виды спорта, упоминаемые в стихотворении. а какие виды спорта ты ещё знаешь?

Задание 7

Снежок пархает, кружится.
На улицах бело.
И превратились лужицы
В прозрачное стекло.

В саду, где пели зяблики,
Сегодня, посмотри,
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.

Японский кроссворд. Автор Елена Матусевич.

Здесь зашифрована картинка.

Цифры слева показывают, сколько клеточек и каким цветом нужно закрашивать в каждом ряду, чтобы её увидеть. Начинать надо с левого края и вести к правому. Японские кроссворды можно вышивать.

4. После того, как дети выполнят задания, подводится итог выставкой работ и дети оценивают свою работу раскрашивая на своём листочке треугольничик в нужный цвет.

Подвижные игры в группе продлённого дня

Подвижные игры в ГПД

Игра «Дружба».

Ученики становятся в круг и со словами «Шире, шире, шире круг. У меня есть сто подруг. Эта, эта, эта, эта, а любимая вот эта!» двигаются шагом по кругу. В центре круга стоит водящий, он с закрытыми глазами и вытянутой вперед рукой крутится на месте. На последние слова детей круг останавливается, и дети смотрят, на кого указывает водящий. Тот ученик, на которого указывает ведущий, выходит в центр круга. Они становятся спиной друг к другу. Дети говорят слова «Раз, два, три в одну сторону смотри!» После этих слов ведущий и ученик поворачивают голову. Если они повернули головы в разные стороны, то они закрепляют свою дружбу рукопожатием. Если головы повернули в одну сторону, то ученики обнимают друг друга. Водящим становится тот ученик, который вышел в центр круга по указанию водящего.

«Море волнуется»

Занимающиеся разбегаются по площадке, останавливаются в 1 м друг от друга, обозначают свои места кругами. Водящий ходит по площадке, выполняя различные движения. Произносит: «Море волнуется…» и кладёт руку на плечо игрока. Все, до кого он дотрагивается, идут за водящим и повторяют его движения. Отведя игроков как можно дальше от кругов, водящий неожиданно останавливается и быстро говорит: «Море спокойно». Все бегут занимать места в кругах, не успевший становится водящим.

«Волк во рву»

Посреди площадки проводят две параллельные линии в 70-100 см одна от другой. Это – коридор («ров»). Выбираются один – два водящих («волки»). Они находятся во рву, все остальные (козы») – на одной стороне площадки за линией «дома». На другой отмечено «пастбище».

По сигналу воспитателя «козы» бегут из «дома» на «пастбище», перепрыгивая через ров. «Волки», не выходя изо рва, стараются осалить побольше «коз». Осаленные отходят в сторону, их подсчитывают, они вновь вступают в игру. Затем по сигналу «козы» снова перебегают на другую сторону «домой», а «волки» ловят их. После 2-4 перебежек выбирают новых водящих. Игра повторяется.

Выигрывают непойманные «козы» и те «волки», которые за время игры поймали больше «коз».

«Космонавты»

На площадке круги-ракеты с надписями «Земля – Венера – Земля» и пр. В ракету садятся 4 человека. Все дети в большом кругу идут и говорят: «Ждут нас быстрые ракеты, для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим. Но в игре один секрет – опоздавшим места нет». Все стараются занять место в ракете. Кто опоздал – возвращается в круг. И так повторить несколько раз. Отмечаются те, кто совершил больше полётов.

«Мяч в кругу».

Участники игры берутся за руки, образуют круг, а после отступают назад насколько возможно. Разомкнув руки, играющие перекидывают друг другу мяч без определённой очерёдности. Каждый, кому брошен мяч, должен ловить его, не сходя с места.

Кто не поймает поданный мяч, тот становится водящим и занимает место в середине круга. Теперь любой игрок, поймав мяч, может бросить его в водящего, которому разрешается увёртываться как угодно; но отбивать мяч водящий не имеет права. Если же мяч пролетит мимо, то промахнувшийся игрок сменяет водящего. И так далее.

«Перелётный мяч».

Участники игры стоят по кругу; в середине его – водящий. Играющие быстро перебрасывают мяч один другому без всякой определённой последовательности. Водящий старается коснуться мяча, когда он находится у кого-нибудь в руках или в воздухе.

Игрок, у которого в руках запятнан мяч, сменяет водящего. Если мяч запятнан на лету, то на место водящего идёт тот, кто бросил мяч. Игрок, уронивший мяч, сменяет водящего. Мяч можно бросать не выше рук, поднятых над головой.

«Горелки».

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий – «горелка». Играющие нараспев говорят:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Стой подоле, гляди в поле.

Едут там трубачи да едят калачи.

Погляди на небо: звёзды горят,

Журавли кричат: гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь, а беги, как огонь!

После этих слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. «Горелка» старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем «горелка» запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а «горелка» вновь «горит». Снова звучит распевка, игра повторяется.

«Съедобное — несъедобное»

Играющие строятся в шеренгу перед водящим, в руках у которого мяч. Стоя в 5-6 шагах от шеренги, водящий бросает мяч любому из игроков, называя при этом какой-либо предмет. Условливаются, что мяч ловить нужно лишь в том случае, если будет названо, к примеру, что-либо съедобное: «булка», «сахар», «сыр» и т. п. Если водящий произнёс название предмета, который несъедобен (например, «гвоздь», «мяч», «стул») и после этого бросил мяч игроку, тот не должен его ловить. Мяч возвращается водящему для нового броска. Если же принимающий мяч ошибся и поймал его, он выходит из игры. Через 3 минуты подводятся итоги – отмечаются самые невнимательные, а из тех, кто ни разу не ошибся, выбирают нового водящего, который также ведёт игру в течение 3 минут.

После смены каждого водящего все выбывающие игроки возвращаются в строй. Они также могут оказаться в роли водящих.

Важно соблюдать в игре условие: бросать мяч сразу после того, как будет произнесено водящим слово, но не одновременно с произнесённым названием.

«Пятнашки».

Играющие выбирают водящего – пятнашку. Все разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит. Главное правило игры: тот, кого пятнашка коснётся рукой, становится пятнашкой. У этой игры есть несколько вариантов.

«Пятнашки – зайцы»: пятнашка может запятнать только бегущего игрока, но стоит ему запрыгать на двух ногах, как зайцу, и он окажется в безопасности.

«Пятнашки – ноги от земли»: играющий может спастись от пятнашки, если встанет на какой-то предмет, например, на камень, дощечку.

«Пятнашки с домиком»: по краям площадки рисуют два круга – это домики. Один из играющих — пятнашка, догоняет участников игры. Преследуемый игрок может спастись от пятнашки в домике, так как в границах круга пятнать нельзя.

«Пятнашки с именем»: все играющие, кроме пятнашки, выбирают себе имена (названия цветов, птиц, зверей, героев мультфильмов). Пятнашка не пятнает того, кто вовремя выкрикнул своё игровое имя.

«День и ночь».

Играющие делятся на две команды – «день» и «ночь», становятся в шеренги, спиной друг к другу. Перед каждой командой на определённом расстоянии очерчен её «дом». Там можно будет прятаться от погони.

Та из команд, чьё название произнесёт ведущий, должна быстро повернуться лицом к другой команде и догонять убегающего противника. Важно учесть, что каждый ловящий должен стараться поймать того, кто стоял к нему спиной. Выигравший и проигравший выходят из своих команд.

«Совушка».

Выбирается водящий – «совушка». Играющие на площадке, а «совушка» в гнезде (отведённое для этого место) По сигналу «День наступает» дети, подражая полёту бабочек, стрекоз, птиц, жуков и «превращаясь» в других животных, резвятся, стараются наиболее точно показать, кого они изображают. По команде «Ночь наступает» все играющие обязаны «замереть» в той позе, в которой она их застала. «Совушка» выходит на «охоту» шевелящихся уводит в гнездо. По сигналу «День наступает» — «совушка» уходит в гнездо и играющие опять «оживают». «Совушка» меняется через 2-3 игры.

Шишки, жёлуди, орехи.

Дети встают тройками, взявшись за руки, образуют круг.

Каждый из тройки имеет название: «шишки», «жёлуди», «орехи».

Ведущий находится за пределами круга. Ведущий произносит слово: «орехи» (или «шишки», «жёлуди»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чьё — нибудь место. Если это ему удаётся, то он стаёт (орехом, шишкой, жёлудем), а тот, кто остался без места, стаёт на место ведущего.

«У медведя во бору».

Все играющие стоят, свободно группируясь на одной стороне, на противоположной стороне проводится линия – опушка леса. За линией, в двух — трёх шагах от неё, находится берлога медведя. Играющие подходят к медвежьей берлоге и начинают делать движения имитирующие сбор ягод, грибов, и в то же время все вместе проговаривают:

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит.

Когда дети произнесут последнее слово – «рычит», «медведь с рычанием выскакивает из берлоги и старается кого – то поймать. Пойманного он отводит в берлогу. Игра кончается, когда будут пойманы трое – пятеро.

«ХВОСТ ДРАКОНА»

Весёлая, как правило шумная игра, для игры требуется большое пространство, чистое и желательно мягкое (асфвальт не подходит, т.к. дети часто падают)

Игроки встают друг за другом, взяв впереди стоящего за талию – «паравозиком» (как бы образуя дракона/змейку). Стоящий впереди — голова дракона, задний — хвост.
«Голова» дракона пытается поймать свой «хвост», а «хвост» должен увернуться от «головы», при этом все остальные звенья дракона/змейки не должны расцепляться.
Когда передний игрок поймает заднего, пойманный становится «головой». Остальные меняются местами по желанию.

«Отгадай чей голосок»

Цель игры:

Развитие внимания, слуховой памяти, реакции, воображения.

Все играющие образуют круг, а один из них становится в центре и закрывает глаза.
Дети, держась за руки, идут по кругу вправо (влево) и произносят:
Вот построились мы вкруг,
Повернулись разом вдруг.
На эти последние слова все отпускают руки и поворачиваются на 360 градусов, продолжают движение в том же направлении.
А как скажем:
Скок, скок, скок,
Отгадай, чей голосок.

Слова «скок, скок, скок» говорит один, которого заранее выбрали.
Стоящий в центре открывает глаза и старается отгадать, кто произнес слова «скок, сок, скок». Если водящий отгадал, тот идет в середину. Если водящий не угадает, он продолжает водить – стоять в середине круга.

ОБЫКНОВЕННЫЕ ЖМУРКИ

С помощью считалки выбирают водящего — жмурку. Ему завязывают глаза, отводят на середину игровой площадки, заставляют несколько раз повернуться вокруг себя и спрашивают:

— Кот, кот, на чем стоишь?

— На квашне.

— Что в квашне?

— Квас.

— Лови мышей, а не нас!

После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

— Если жмурка подойдет к предмету, о который можно удариться, его нужно предупредить криком «Огонь!», но это слово нельзя кричать с целью отвлечь жмурку от игрока, который не может убежать.

— Нельзя прятаться за какие-либо предметы и убегать очень далеко.

— Пойманного игрока жмурка должен назвать, не снимая повязки.

«Садовник»

Все дети выбирают себе название цветка( роза, ромашка, тюльпан и т.д.). Ведущий –садовник. Он произносит такие слова:

Я садовником родился,

Не на шутку рассердился,

Все цветы мне надоели,

Кроме …. (называет любой цветок), например –розы.

Роза отвечает: «Ой»

Садовник: «Что с тобой»

Роза «Влюблена»

Садовник: «В кого?». Далее на раз, два, три, игрок под именем Роза должен успеть назвать другой цветок, например в тюльпан. Теперь тюльпан отвечает на вопросы и называет цветок в который он влюблен. Если игрок не успел быстро ответить на вопрос, то он сдает садовнику свою вещь. Как только вещиц собирается несколько, то они разыгрываются как «фанты». Каждый игрок выполняет то задание, которая получает его вещь («фант»).

«Два капитана»

Играют две команды. Команды стоят в окружностях, начертанных мелом в противоположных концах площадки. Правила игры те же, что и в баскетболе, только команды кидают мяч не в сетки, а каждая своему капитану. Он должен поймать его. В этом случае команда получает очко. Игра идёт до 15 очков.

«Успей занять место»

Играющие образуют круг из стульев, количество которых на один меньше, чем играющих. Под музыку играющие передвигаясь танцуют за стульями. Касаться рукой стула нельзя. Как только музыка останавливается, игрок должен сесть на стул. Кто не успел, тот покидает игру и забирает один стул. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок. Он и будет победителем.

«Третий лишний на прогулках»

От вышеописанных пятнашек игра отличается тем, что все участники постоянно в движении. Разбившись на пары, играющие, встают по кругу и медленно идут в одном направлении, взявшись за руки или под руку, свободная рука на поясе. Водящих двое. Один из них убегает другой догоняет его. Убегающий, когда грозит ему опасность, пристраивается к какой-либо паре, взяв под руку крайнего, и тогда его ловить нельзя. Оказавшийся третьим игрок с другой пары должен убегать от водящего и тоже, спасаясь от преследования, присоединяется к любой паре слева или справа, схватив крайнего под руку.

Игра продолжается до тех пор, пока водящий не поймает кого-либо из убегающих. Тогда пойманный меняется ролью с водящим. В этой игре водящему и убегающему разрешается бегать че6рез круг, однако запрещается без нужды касаться, пробегая мимо, игроков в паре.

«Лови в сеть»

Пятеро ребят, взявшись за руки, образуют «сеть». По сигналу воспитателя они бегут за играющими, стараясь догнать и «запятнать» их («пятнать» могут только крайние в сети). Пойманный игрок присоединяется к сети. Играющие могут разорвать сеть и получить право увести одного из товарищей «на свободу». Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не будут пойманы в сеть.

«Сбей городок»

Проводят две черты на расстоянии 20 шагов. Это линии «городов», за которыми располагаются две команды. Участники в них рассчитываются по порядку номеров. Посередине площадки кладут мяч или городок. Ведущий громко называет номер. Игроки обеих команд, имеющие этот номер, устремляются в поле, бегут до черты противоположного «города». Наступив на неё ногой, они быстро разворачиваются, и на обратном пути каждый из них старается первым ударить по мячу (или сбить городок). Кто сумеет это сделать, приносит своей команде очко. Когда все игроки вызваны по одному разу, подводится итог: выигрывает команда, набравшая больше очков.

Интеллектуально-развивающие игры в группе продленного дня

Группа продленного дня — одна из форм общественного воспитания детей, которая имеет большие возможности для комплексного решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач. Группы продленного дня в школе являются необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших классов. Продленный день в школе способствует формированию воспитывающей образовательной среды.

Для обеспечения максимально возможного оздоровительного влияния и сохранения работоспособности детей, посещающих группы продленного дня, рационально организован режим дня, начиная с момента прихода детей в школу.

Основная цель организации групп продленного дня – максимальное развитие личности каждого ребенка: воспитание сознательного, здорового члена общества, инициативного и думающего, формирование детского интеллекта, целенаправленное развитие у ребенка познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.

После 40 лет работы учителем начальных классов, я с удовольствием работаю воспитателем группы продленного дня.

Группа продленного дня в начальной школе является необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших классов. Жизнь в ГПД насыщена разными воспитательными занятиями.

Правильно организованная воспитательная работа в ГПД дает большие возможности для целенаправленного формирования творческих способностей младших школьников, обеспечивает формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных действий) как основы умения учиться.

Одним из средств формирования способностей младших школьников к творчеству является познавательная игра. Игра органически присуща детскому возрасту.

Познавательные игры открывают ребенку окно в мир знаний. Познавательная деятельность требует интеллектуальных усилий, анализа, размышлений.

Среди большого разнообразия игр, вызывающих интерес у младших школьников, я отмечаю ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ.

Решение игровой задачи требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления.

Предлагаю некоторые интеллектуально — развивающие игры, которые я провожу в группе продленного дня — “ИГРЫ СО СЛОВАМИ И БУКВАМИ”. Они помогают детям закрепить знания, полученные на уроках, сформировать положительное отношение к учебе.

1. “Гласные-близнецы”

Предлагаю учащимся поработать со словарем и найти слова, содержащие две или три одинаковые гласные. Дети находят и записывают слова:

БАРАБАН, САХАР, ЗАВТРАК, ОКОЛО, МОЛОТОК, ВЕЧЕР, БЕРЕГ, ФИНИКИ, КАРАВАН…

2. “Зашифрованное слово”

Эта игра помогает детям закрепить умение делить слова на слоги и составлять из них новые. На доске записаны слова: АВТОР, ТОВАРИЩ, МОТОР, БИЛЬЯРД.

Задание: из каждого слова взять только первые слоги и записать полученное (АВ-ТО-МО-БИЛЬ)

Возможны и другие виды заданий, когда из первого слова берется первый слог, а из второго-второй, а из третьего — третий.

Например: УРОЖАЙ ПОЧЕМУЧКА САДОВНИК (У — ЧЕ — НИК)

3. “Третий лишний”

Эту игру можно проводить с первого по четвертый класс.

Дается три слова. Например: ПТИЦЫ ЛИСИЦА ОГУРЕЦ. Учащиеся сравнивают данные слова по различным признакам, находят “лишнее” слово, которое им не соответствует.

От класса к классу работа усложняется. Количество пунктов, по которым сравнивают слова, заметно увеличивается. В третьих и четвертых классах рекомендую проводить более сложную игру на “выбывание слов”.

Например: на доске записаны слова СТОИТ БЕЖАТЬ ВИДИТ РЕШАЛ РИСОВАЛИ ПИШЕТ. Дети анализируют написанное и ищут то единственное слово, с которого необходимо начать игру, например: БЕЖАТЬ — единственный глагол, стоящий в неопределенной форме и т.д.

Эти занятия формируют у ребенка умение нестандартно мыслить, закрепляют в игровой форме знания, полученные на уроках.

4. “Наборщик”

В начале игры произвольно подбирается слово. Из букв выбранного слова составляются (набираются) другие слова. Выполняемые действия напоминают работу наборщика в типографии. Выигрывает тот, у кого окажется больше набранных слов.

Например, из набора букв слова СВЕРЛО можно составить слова СЕЛО ЛОВ РОВ ВОР СЕВ ВЕС ВЕСЛО

5. “Флот помог”

Запишем четыре слова ПЕНА ШАР БОР МЕТР. А рядом еще одно — ФЛОТ.

Из слова ФЛОТ будем брать по одной букве, и добавлять в конец какого-то из четырех слов. У вас должны получиться новые слова.

6. Большое внимание необходимо уделять обогащению словарного запаса. “Найди друзей”

Написаны два столбика слов. К словам левого столбика надо найти близкие по смыслу слова из правого.

Алфавит аккуратный
Огонь алый
Шалун скакать
Чистый азбука
Конница пламя
Прыгать озорник
Бросать кавалерия
Красный кидать

7. “Какие слова”

Переставьте буквы так, чтобы вышло слово: ОДМ ВОРД ВАРТА ЦОВА КУТА ЕЛОНЬ СУТК АВИ КОКАШ.

Ответ: дом двор трава овца утка олень куст ива кошка.

Такие интеллектуально-развивающие игры я провожу на занятиях “В помощь учению”.

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности детей на занятиях самоподготовки в группе продленного дня дает большие возможности для целенаправленного формирования творческих способностей младших школьников, и обеспечивают интересное и максимально полезное пребывание учеников в группе продленного дня.

Эта работа обеспечивает формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных действий как основы умения учиться.

Развивающие игры в группе продленного дня.

Развивающие игры и упражнения для активизации познавательных процессов.

Игры, расширяющие состояние внимательности у детей.

  1. «Слушаем тишину». В течение 3 минут все слушают тишину, после чего обмениваются впечатлениями, что каждый услышал.

  2. «Минутка». Ведущий просит детей внутренне измерить время, равное одной минуте (60 сек). Каждый поднимает руку, когда внутренняя минута пройдет. Ведущий ведет контроль при помощи секундомера и отмечает степень несовпадения каждого ответа.

  3. «Что изменилось?» Упражнение проводится в нескольких вариантах:

  • что изменилось в классной комнате по сравнению с предыдущим днем?

  • что изменилось на столе в положении предметов? (Время на рассмотрение 10 секунд).

  • что изменилось в нашем кружке. (Дети садятся в кружок, один человек закрывает глаза. Ведущий дает знак, и два человека меняются местами. Надо найти изменения.)

  1. «Слова-невидимки». Ведущий пишет слова в воздухе по одной букве. Другой вариант: ведущий показывает карточки с буквами ученику, стоящему у доски. Тот должен на доске пальцем «написать» букву.

  2. «Корректор». Дети работают с текстами: необходимо в течение 5 минут зачеркивать определенную букву (например, «а»). После чего они обмениваются текстами и 5 минут проверяют: ошибкой считается пропущенная буква.

  3. «Шеренга». Ведущий выстраивает детей в шеренгу по определенным признакам:

  • по росу;

  • по цвету волос (от светлого до темного);

  • по первой букве фамилии (имени) – по алфавиту;

  • по дате рождения и т. п.

Детям предлагается запомнить свое место в различных вариантах построения. По команде ведущего должны найти свое место в шеренге.

Занятия на развитие мыслительных способностей.

  1. Придумать слова с заданной буквой:

  • начинающиеся на букву «А»;

  • оканчивающиеся на букву «Т»;

  • имеющие в середине «ЧК»

  1. Перечислить объекты с заданным признаком:

  • белого (зеленого, красного) цвета;

  • прямоугольной (круглой) формы.

  1. Перечислить слова со значением «хороший» и слова со значением, противоположным значению «твердый».

  2. «Цепочка». Первый называет слово, второй – любое другое. Третий должен составить из них предложение. Затем придумывает свое слово. Вариант игры: ведущий называет несколько букв, каждая из которых – начальная буквы слова в предложении, которое нужно составить (например, н-к-к-т: «На кресле – книга и тетрадь», «На крыше кирпичная труба»)

Могут использоваться различные занимательные задачи, задачи на сообразительность, на «исключение лишнего», на обобщение предметов, на продолжение логического ряда слов, чисел.

Занятия на тренировку памяти.

  1. «Что пропало?» Ведущий читает ряд слов (5-7), не связанных между собой по смыслу. Второй раз читается не весь ряд, одно слово пропускается, дети должны восстановить пропущенное слово (усложнение задания – восстановить весь ряд).

  2. «Жил – был кот». Каждый участник называет определение к слову «Кот» и повторяет все названные до него. «Жил-был красивый, пушистый, умный, веселый…» и т.д. (могут быть и другие варианты).

  3. По такому же принципу составление рассказа по заданной теме: добавляя свое предложение, нужно сначала повторить все сказанное раньше.

Занятия на развитие воображения

  1. «На что похоже?». На лист бумаги ставят гуашевую каплю, лист сворачивают пополам. На что похожа получившаяся из краски фигура?

  2. «Дорисуй». Детям предлагаются контуры элементов предметных изображений, простые геометрические фигуры, из которых нужно дорисовать узнаваемые картинки.

  3. «Попрыгай». Детям предлагается попрыгать, но не как обычно, а как воробей, кенгуру, заяц, лягушка и т.д.

  4. «Веселый хор». Детям предлагается разыграть широко известную песню в лицах или спеть её вместе как хор маленьких поросят, щенят.

  5. «Окончить сказку». Нужно придумать свой вариант окончания всей известной сказки («Колобок», «Репка», «Теремок»).

Игры на развитие коммуникативных способностей

  1. «Сказочный город». При помощи учителя дети вырезают, склеивают, раскрашивают – «строят» город, в котором необычные дома, «населяют» его жителями, придумывают историю этого города.

  2. «Сделай подарок». Дети становятся в круг, учитель просит их придумать, какой бы они хотели сделать подарок соседу слева (наверное, нужно учителю оговорить, что подарком может быть любой предмет: книга, игрушка, цветок и т.д.). Игра проходит в тишине. Нужно при помощи жестов и выразительных движений, не называя предмета, «передать подарок» соседу, который угадывает, что ему «подарили», показывает, что он с этим будет делать, а потом «передает» свой «подарок».

  3. «Мастерская художников». Дети разбиваются на группы по четыре человека, каждая группа договаривается, что будет рисовать. Каждый ученик рисует свою часть рисунка, после чего лист поворачивается на 90 градусов, и необходимо теперь дорисовать то, что было нарисовано предыдущим «художником». После окончания рисунка группа придумывает ему названия, и демонстрирует его всем.

Игры на развитие чувственной сферы детей

  1. «Говорящая картина». Детям предлагается озвучить сюжетную картину, догадаться о чувствах изображенных людей.

  2. Игра с использованием карточек «Азбука настроения» (карточки изображают людей и зверей в разных настроениях: грусти, веселья, страха, гнева, удивления, задумчивости).

  3. «Угадай чувства». Детям предлагается показать при помощи мимики и жестов различные чувства, которые нужно отгадать остальным. Большой эффект дают занятия по программам «Школы вежливых наук», когда в игровых ситуациях ребята учатся применению вежливых речевых оборотов и нормам поведения.

Игры, активизирующие позитивное восприятие жизни.

Для помощи детям с низкой энергетикой, депрессивностью необходимы игры, активизирующие позитивное восприятие жизни:

  1. «Что у меня не получается и что у меня получается».

  2. «Что хорошего в моей жизни и чего я хочу ещё».

  3. «Что я люблю».

  4. «Совместный рассказ».

Все эти игры не отнимают много времени и сил у воспитателя, но приносят ощутимую пользу, помогая сформировать комфортную атмосферу в группе, в которой свободно будут чувствовать себя дети, испытывающие трудности в коммуникации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *